С 18 июня вступают в силу поправки в Жилищный кодекс, согласно которым в течение года жители домов, где нет ТСЖ или ЖСК, должны создать загадочные «советы многоквартирных домов». Как говорят эксперты, функции этих органов непонятны: совет не нужно регистрировать, он не контролируют денежные потоки, но при этом его председатель вправе самостоятельно заключить договор с управляющей компанией и подписывать акты приемки работ, выполненных коммунальщиками.
Согласно поправкам в Жилищный кодекс, которые 18 июня официально вступают в силу, во всех домах, где отсутствуют товарищества собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы, должны создаваться советы многоквартирных домов. Правда, по своей форме они больше будут напоминать вечерние собрания соседей по лестничной клетке – ведь, как указано в законе, «регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется». Таким образом, он является чисто общественной организацией, которая даже не может встать на учет в налоговой и завести собственный счет.
Функции совета расписаны достаточно абстрактно. Так, согласно поправкам, он выносит на общее собрание собственников предложения по тому, как может использоваться общее имущество дома, а также предлагает обсудить проекты договоров с управляющими компаниями. Кроме того, орган призван контролировать деятельность управляющей компании, однако эта возможность и так есть сейчас у любого жильца – вопрос только в том, насколько она реализуется.
Правда, у председателя совета, который также избирается на общем собрании, полномочий чуть больше. Во-первых, если дом еще не заключил договор с управляющей компанией, он вправе вступить в переговоры с любой из компаний, действующих на рынке, и обсудить с ними условия будущего договора. Более того: он может даже самостоятельно заключить этот договор, если другие жильцы дали ему доверенность. Правда, как указывает юрист Ассоциации ТСЖ Центрального района Петербурга Светлана Морозова, из закона непонятно, что это за доверенность – нужно ли для ее получения идти к нотариусу или достаточно просто подписей всех жильцов.
Во-вторых, председатель, как и совет, имеет право контролировать работы управляющей компании, однако, в отличие от совета, обладает реальными властными полномочиями – на основании все той же загадочной доверенности он может подписывать акты приемки работ по содержанию и текущему ремонту помещений, то есть, например, принимать работы по замене кровли или установке почтовых ящиков. Наконец, еще одно важное полномочие председателя – возможность выступать в суде от имени всех собственников по делам, связанным с управлением домом.
Представитель жилищного комитета Петербурга, комментируя «Фонтанке» это федеральное нововведение, отметил, что наделение председателей такими полномочиями может привести к определенным махинациям – ведь он получает право выбирать управляющую компанию, а если той будет нужно навязать дому свой договор, то она может просто «простимулировать» его. Кроме того, как отмечает эксперт, непонятно, как он будет принимать работы по текущему ремонту, будучи непрофессиональным человеком и не пройдя соответствующее обучение.
С ним согласен и руководитель НП «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков. По его мнению, теперь заключение договора с управляющей компанией будет зависеть от председателя совета дома, что может привести к коррупции. А потом вместо одного председателя может быть избран другой, который на основании доверенности заключит договор со следующей компанией, и так – по кругу. И при этом в законе не прописана ответственность председателя и совета, а также не указано, кто должен контролировать их деятельность.
Отметим, что, по данным «Фонтанки», в жилищном комитете Петербурга сейчас разрабатывается методическое пособие для жителей, в котором будет рассказываться, как проводить собрания по выбору совета и председателей, каковы полномочия этих органов. Планируется, что методичка будет готова уже 1 сентября текущего года. Кроме того, комитет, возможно, будет организовать специальные курсы для будущих председателей.
Эксперты также указывают на то, что в случае, если жильцы не создадут совет дома, то никаких санкций за это не последует. В законе указано, что с момента вступления поправок в силу собственникам на избрание совета дается один год. Если в течение этого срока общего собрания так и не пройдет или жители, собравшись, не найдут желающих добровольно взвалить на себя коммунальные обязанности, то муниципальные органы власти вправе инициировать проведение встречи. Однако, как говорит Светлана Морозова, совершенно непонятно, что будет, если граждане проголосуют против этого решения или же на вопрос чиновников: «Кто хочет стать членом совета?» - никто не откликнется. Отметим: по статистике, сейчас в нашем городе ТСЖ или ЖСК действуют лишь в 17 % домов, то есть советы должны быть созданы примерно в 83 % всех петербургских домов (всего их порядка 22 тысяч).
«Похоже, что советы – это первая ступенька к созданию ТСЖ, своеобразный тест: а смогут ли жильцы этого дома самостоятельно решать свои проблемы, – говорит Светлана Морозова. – Раньше, например, действовали так называемые "домкомы", которые по своим функциям были похожи на эти советы. И в нашем доме сначала два года действовал домком, а уже потом мы создали ТСЖ».
Отметим также, что в поправках в Жилищный кодекс, которые вступают в силу 18 июня, есть еще один спорный момент: теперь члены правления ТСЖ больше не смогут работать в товариществе по трудовому договору и получать там зарплату. Однако, как говорят сами участники рынка, они по-прежнему смогут получать вознаграждение. При этом если зарплату раньше себе могли устанавливать сами члены правления, что давало повод к тому, чтобы платить самим себе как можно больше, то сумму вознаграждения определяет общее собрание. Кроме того, поправки не запрещают ТСЖ нанимать на работу управляющих из числа жителей дома или любых других людей.
Кроме того, в некоторых ТСЖ еще до принятия поправок существовало разделение: председатель из числа жильцов трудится на общественных началах, а наемным работником является управляющий. Так, например, было в ТСЖ «Добролюбова, 19». «Управленцы всегда норовят спустить как можно больше, а собственники этому препятствуют. В нашем доме именно так: есть неоплачиваемое правление, оно занудное и бьется за каждую копейку. И за счет экономии удается многое сделать», – говорит председатель ТСЖ «Добролюбова, 19» Наталья Николаева.
Ранее по теме: ТСЖ: проверят всех, но в СРО не погонят
Андрей Захаров, Фонтанка.ру