Компании, перевозящие туристов по рекам и каналам Петербурга, бьют тревогу: из-за необходимости закрыть Фонтанку для проведения дноочистительных работ, их выручка может упасть. По разным оценкам - от 20 % до 60 %. Окончательное решение о закрытии реки пока не принято как раз из-за сопротивления перевозчиков, хотя компромиссный вариант вряд ли устроит рабочих – ГУП «Ленводхоз», которое проводит очистку, будет очень сложно то открывать, то закрывать судоходство по несколько раз в день.
Необходимость чистить Фонтанку вызвана тем, что последний раз это делалось уже десять лет назад. Как говорят в комитете по природопользованию, за это время речка сильно обмелела. «Сейчас средняя глубина реки составляет 1,4 метра, хотя 10 лет назад она была 2,7 метра. Во время летних перепадов уровня воды здесь может быть такая просадка, что мы вообще закроем ее для судоходства», – отметили в комитете.
В этом году было решено провести дноочистительные работы на двух участках: с 1 по 30 июня вытаскивают ил и грязь со дна между Обуховским мостом (через него проходит Московский проспект) и Измайловским (через него проходит Вознесенский), а затем до 15 августа будут чистить акваторию между Измайловским и Красноармейским мостом (после него – поворот на Крюков канал). Как говорят в комитете по природопользованию, до последнего времени здесь проводились подготовительные мероприятия, необходимость полностью перекрыть движение на этом участке появилась только сейчас (работы ведет ГУП «Ленводхоз»). Однако против этих планов выступили судоходные компании, осуществляющие пассажирские перевозки по рекам и каналам Петербурга.
Дело в том, что данный отрезок – ключевая часть самого популярного, кругового водного маршрута. Как правило, он начинается с Большой Невы; затем суда, пройдя мимо Дворцовой набережной и решетки Летнего сада, заходят в Фонтанку и идут по ней вплоть до поворота на Крюков канал, а по нему уже либо выходят в Большую Неву, либо – в Мойку, либо – в канал Грибоедова. Как рассказал «Фонтанке» генеральный директор компании «Альбатрос» Аркадий Ильин, 80 % всех прогулок осуществляются именно по этому маршруту, его продолжительность составляет около 1 часа.
В случае закрытия этого участка суда не смогут выходить в Крюков канал. Значит, у них будут два пути: либо доходить до Измайловского моста, а потом возвращаться обратно и идти сразу в Мойку, либо разворачиваться еще в районе Аничкова моста. «Пару лет назад на все лето был закрыт Измайловский мост, и тогда мы потеряли около 60 % от обычной выручки: мало кому нравилось идти по короткому маршруту», – говорит Аркадий Ильин. К тому же он боится, что компании могут понести и репутационный ущерб: еще весной туристические фирмы заказывают у них поездки на определенные даты и определенный маршрут, а теперь их туристам вдруг скажут, что маршрут сокращается вдвое.
Кроме того, как указывает генеральный директор компании «Аква Экскурс» Владимир Филиппов, если суда будут ходить по малому кругу через Мойку, то там неизбежно возникнет толкотня, что небезопасно. Кстати, по его оценке, из-за закрытия Фонтанки падение выручки составит лишь 20 %.
В комитете объясняют, что закрыть участок в другое время они попросту не могут: регламент и сроки проведения работ серьезно ограничены требованиями ФГУ «Севзапрыбвод», следящим за популяцией рыб в водах Северо-Запада. Во-первых, там требуют, чтобы очистка производилась строго с конца мая до середины сентября, в промежутке между двумя сезонными нерестами рыб. Во-вторых, ведомство вводит ограничения по мутности воды, и поэтому ил, который поднимается в результате проведения работ, не должен распространяться по течению: для этого участок, находящийся в работе, ограничивается плавучими бонами, миновать которые суда не могут.
Изначально комитет по природопользованию предлагал, чтобы днем на время проведения работ движение судов по этому участку было полностью закрыто, а ночью, с 20.00 вечера до 8.00 утра, – открыто. Однако, по данным «Фонтанки», недовольство и такой перспективой высказала Ассоциация владельцев пассажирских судов, в которую входят около 20 компаний, занимающихся перевозками по рекам и канала Петербурга. В итоге в пятницу, 10 июня, в комитете по транспортно-транзитной политике (КТТП) прошло специальное совещание, посвященное этому вопросу.
Как рассказал «Фонтанке» заместитель генерального директора Агентства внешнего транспорта (подчинено КТТП) Артур Гавлюк, на совещании было предварительно решено, что полностью закрывать реку до 30 июня не будут: график закрытий будет согласовываться с Ассоциацией владельцев пассажирских судов, и по каждому случаю закрытия будет издаваться отдельное постановление комитета. Закрыто судоходство будет только с 8 до 12 утра, когда поток туристов небольшой. По мнению президента Ассоциации Евгения Зубарева, такая схема позволит оставлять на реке «окна», в которые будут проходить суда. Однако подчеркнем: это не окончательное решение, еще одно совещание, посвященное этому вопросу, состоится во вторник, 14 июня.
Отметим, правда, что, как говорят в комитете по природопользованию, для того чтобы убрать плавучие боны и освободить проход, требуется 40 минут. А днем в пик туристического сезона, по словам Аркадия Ильина, суда идут по этому маршруту «одно за другим». «Допустим, нам нужно будет ждать "окна", и судно вынуждено будет стоять на подходе к Измайловскому мосту. Через 15 минут ожидания пассажиры неизбежно начнут ворчать. Другой пример: я могу сказать, во сколько точно отправится судно с экскурсионной группой. А как быть с теми пассажирами, кто садится к нам у причала? Эти группы отправляются тогда, когда судно более-менее заполнено», – говорит генеральный директор компании «Альбатрос». Впрочем, экскурсовод одной судоходной компании, непосредственно общающийся с туристами, уверен, что большинству из них все равно, по какому маршруту идти, им важен сам факт такой прогулки.
Кстати, судя по всему, проблемы с проходом по Фонтанке возникнут у перевозчиков не только в этом году: как говорят в комитете по природопользованию, чистить нужно всю реку, в том числе и участок возле Летнего сада.
Справка:
Сейчас по рекам и каналам Петербурга ходят суда различного класса. Самые большие – Р-118 – вмещают до 85 человек; суда типа «Мойка» – около 50; «КС» – 38-40. Кроме того, перевозками занимаются маломерные суда вместимостью от 5 до 10 человек.
Средняя стоимость часовой прогулки на судах большой вместимости – 400-500 рублей. Компания из 10 человек может арендовать маломерное судно за 3000 рублей.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"