Конституционный суд подбросил работы федеральному законодателю, отменив ряд правовых норм, не обеспечивающих должной компенсации военнослужащим, получившим увечья во время службы. На исправление ошибок КС РФ отвел полгода, а затем приступил к рассмотрению дела военного пенсионера, который из-за буквы закона лишился по очереди: жилья, регистрации и пенсии.
При рассмотрении жалобы военнослужащих у судей Конституционного суда уже была отработанная схема. Два года назад они вынесли решение по схожему делу, которое касалось сотрудников милиции. Тогда 15 июля 2009 года постановлением КС было определено, что государство обязано возмещать вред, причиненный здоровью милиционеров, вне зависимости от того, установлено ли виновное лицо или нет. Именно на это решение суда ссылались военнослужащие Анатолий Орлов и Анатолий Кузьменко, которые, будучи офицерами советской и российской армии, стали инвалидами. Родина отблагодарила их только страховой выплатой и единовременным пособием. А когда они обратились в суд с исками к Министерству обороны о выплате им ежемесячных компенсаций, судьи мотивировали свой отказ тем, что «возмещение вреда здоровью по правилам гражданского законодательства не предусмотрено без доказательства вины в этом конкретного лица».
В своем обращении в КС Орлов и Кузьменко, а также судья Избербашского городского федерального суда республики Дагестан, в производстве которого находится дело по аналогичному иску, просили признать неконституционными почти полтора десятка статей. Из всего перечня Конституционный суд признал не соответствующими основному закону страны только положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 закона «Об обязательном госстраховании жизни и здоровья военнослужащих...» Судьи посчитали, что именно эти нормы нарушают права людей в погонах.
Как указано в постановлении, страховых сумм и единовременного пособия хватит не надолго (25-75 месяцев). Меж тем, полная или частичная потеря трудоспособности носит долговременный или даже пожизненный характер. Таким образом, предусмотренная законом компенсация не покрывает в полном объеме материальные потери. По решению КС РФ, федеральный законодатель должен в течении 6 месяцев внести изменения, которые позволят военнослужащим в течение всего периода потери трудоспособности получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которые они имели на момент увольнения.
Постановление суда вступило в силу с момента его оглашения — 17 мая 2011 года — и обжалованию не подлежит. Дела заявителей должны быть пересмотрены. Однако радость Кузьменко и Орлова может быть омрачена тем, что решения Конституционного суда зачастую игнорируются и государственным служащими, и судами общей юрисдикции. Примером может служить следующее дело, к которому сразу после оглашения приступили в здании Сената. Военный пенсионер Валерий Казанцев просит признать неконституционной ч. 1 ст. 56 ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Моряк-подводник Валерий Казанцев в Конституционном суде уже не в первый раз. В 2007 году он обращался в связи с жалобой на несовершенство положений закона «О статусе военнослужащих». Уволившись в 1992 году из вооруженных сил, Казанцев отказался от оформления государственного жилищного сертификата и встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Желанной квартиры он так и не получил, даже не смотря на то, что четыре года назад КС отменил нормы закона, которыми граждане, уволенные с военной службы до 1 января 2005 года, были поставлены в неравное положение с теми, кто был исключен из армейских списков после этой даты. Результатом решения КС РФ стали поправки в федеральный закон. Но крыши над головой пенсионеру эти изменения так и не принесли.
На момент вынесения постановления КС Валерий Казанцев был временно зарегистрирован в минобороновском общежитии в Ростове-на-Дону. В конце 2008 года здание было переведено в муниципальную собственность, новые владельцы отказали моряку в продлении регистрации. С января 2009 года ростовский военкомат прекратил выплачивать ему пенсию. Районный суд посчитал, что все законно — нет прописки, значит, нет и пенсии. В мае 2010 года мужчину выселили из общежития. Он приехал в Москву, где Пресненский районный суд также посчитал, что бомжам пенсия ни к чему. Валерий Казанцев с такой постановкой вопроса не согласен. В своей второй жалобе он указывает, что «прекращение выплаты пенсии по причине отсутствия у него регистрации по месту жительства (месту пребывания) связано с неисполнением органами государственной власти обязательств по предоставлению ему жилого помещения».
При рассмотрении дела Казанцева «вилка», которую поставили пенсионеру закон и власть, вызвала негодование участников конституционного судебного процесса. Как заявила представитель Совета Федерации в КС Елена Виноградова, произошедшее ни что иное, как нежелание должностных лиц исполнять существующие правовые процедуры. Представитель президента в КС Михаил Кротов с коллегой согласился, однако подчеркнул, что в данном случае речь идет о конкретном нарушении прав Казанцева. При этом, по его словам, сам закон конституционных прав граждан не нарушает. На сегодняшнем заседании судьи заслушали позиции сторон. Решение по этому делу будет вынесено в закрытом режиме и впоследствии публично оглашено. Как правило, на принятие постановления уходит несколько недель.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»