Арбитражный апелляционный суд признал, что скандально известный подрядчик ООО «Флора» (сменивший название на «Еврострой») должен вернуть государству аванс, полученный на строительство участка КАД. Суд установил, что компания незаконно удерживает у себя более 80 млн рублей, полученных по контракту строительства части магистрали от Ржевки до Шафировского проспекта.
Как стало известно «Фонтанке», по решению апелляционной инстанции «Флора» (а точнее, ее правоприемник «Еврострой») должен будет выплатить заказчику строительства кольцевой — федеральной Дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) 80 млн 940 тысяч рублей. Это авансовый платеж, который был выплачен фирме еще в 2008 году, когда та получила подряд на строительство КАД.
Дирекция в судебном заседании также требовала взыскать с общества около 2,5 млн рублей в качестве процентов за пользование государственными средствами. Заказчик уточнял, что после расторжения контракта в 2010 году «Флора» продолжала удерживать выплаченный аванс, а право дирекции распоряжаться собственными средствами было ущемлено.
Однако суд посчитал это требование чрезмерным. Впрочем, взыскание самого аванса в пользу ДСТО можно назвать настоящим прорывом в череде разбирательств против нерадивого подрядчика.
На самом деле денежные претензии у экс-заказчиков к «Флоре» и «Еврострою» гораздо более значительные. При этом пока никто из партнеров не смог получить с компании какой-либо компенсации.
Та же дирекция после того, как расторгла договор с подрядчиком на строительство другого участка кольцевой — от Петродворца до Бронки, выставила фирме счет на 1 млрд рублей. Но в сентябре 2009 года неожиданно отказалась от своих претензий. Позже истец выдвинул новую претензию — неустойку в размере 40,6 млн рублей.
Не удалось пока получить деньги с «Флоры» и городским властям. В этом году комитет по развитию транспортной инфраструктуры подал иск на сумму 274,8 млн рублей — в качестве компенсации за срыв работ на Американских мостах, которые допустила структура. Судья предложил городской администрации выступить стороной в деле о банкротстве «Евростроя», которое рассматривает петербургский Арбитраж.
Решения о признании «Евростроя» несостоятельным и о назначении в компанию временного управляющего суд принял в начале мая. Вопреки мнению сторон о том, что компания сама инициировала процесс, чтобы вывести свои активы из-под кредитных обязательств, Фемида признала, что в деле нет признаков преднамеренного банкротства.
Что касается активов фирмы, которая несколько лет участвовала в крупнейших тендерах и занималась дорожным строительством, суду удалось обнаружить только имущество балансовой стоимостью 1,9 млн рублей. Этого не хватит, чтобы покрыть и один процент от зарегистрированной на данный момент в рамках банкротного процесса задолженности в 300 млн рублей.
Выигрывать крупные госконтракты, как известно, «Флоре» помогала простая схема. Компания, несмотря на свою репутацию недобросовестного подрядчика, брала тендеры, предлагая на аукционах наименьшую цену исполнения контракта, и предлагала заказчику наименьшее время исполнения обязательств. В итоге как на Ржевке, Бронке, так и на набережной Обводного канала под Американскими мостами дорожное строительство, доверенное «Флоре», никуда не двигалось. Заказчики теряли терпение и вынуждены были находить новых подрядчиков.
При этом руководство самой компании «Флора» («Еврострой») уверено, что только объективные причины помешали им выполнить контракты. Структура уже инициировала ряд исков к своим субподрядчикам, пытаясь доказать, что это они виновны в задержках. А также обратила взыскание на ДСТО: «Флора» подала иск на сумму более 3 млрд рублей. Она утверждает, что это недополученная выгода, на которую компания рассчитывала после окончания строительства кольцевой. И пытается доказать, что могла бы выполнить контракт, если бы дирекция не расторгла с ней договор.
Напомним, в отношении руководства компании «Флора» ведется расследование по уголовному делу. Им вменяется в вину хищение 211 млн рублей, выделенных на строительство участка КАД от автомобильной дороги «Нарва» до поселка Бронка и транспортной развязки с автодорогой «Нарва».
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме: