Финны всерьез намереваются приобщить Петербург к экологической культуре. Проект экологического города уже полностью подготовлен и находится на стадии «поиск инвестора». Правда, где именно появится этот чудо-город, по-прежнему неизвестно. Инвесторы вложить деньги не торопятся, энтузиазма со стороны районных властей не замечено, а общество, как выяснилось, к экологическим технологиям просто не готово.
На российско-финском семинаре «Современные технологии в экологическом строительстве», проходившем в Консульстве Финляндии, научно-исcледовательская компания VTT познакомила петербургских чиновников и бизнесменов с завершенным проектом «ЭкоГрад» - мини-города, при создании которого будут учитываться все действующие нормативы «зеленого строительства». Сейчас разработка завершена и готова к внедрению, осталось только найти инвестора.
Как уже писала «Фонтанка», экологические принципы будут учитываться не только при строительстве, но и при эксплуатации будущего городка. Например, для того чтобы покрыть потребности территории в отоплении, в пилотном проекте предложено использовать тепловые насосы, работающие на морской воде. По расчетам, здания с низким энергопотреблением потребуют 2345 МВтч/год (контур – 67 километров), пассивные здания – 1675 МВтч/год (контур 48 километров). На крышах предполагается установить солнечные панели, среднегодовая выработка которых составит 1872 МВтч/год (около 50 % всех потребностей территории), и 48 малых ветровых турбин (обеспечат 10 % потребностей территории – 403,2 МВтч/год). Недостающую электроэнергию, замечают авторы проекта, можно получать от местных электросетей. Особое внимание уделено внедрению систем переработки мусора — в том, что будущие жители легко освоят раздельный сбор отходов, финны не сомневаются.
Правда, некоторые положения будущего проекта уже вступили в противоречие с российской ментальностью. «Мы провели исследование, в ходе которого опросили 750 человек, - рассказала руководитель проекта Оса Нюстед. - И многие вещи для нас оказались полной неожиданностью». Так, абсолютное большинство опрошенных считает основным показателем качественной среды проживания чистый воздух, но только 40 % готовы доплачивать за возможность в этом чистом воздухе жить. «Принудительная вентиляция вообще оказалась неизвестным понятием для петербуржцев», - заметила госпожа Нюстед с плохо скрытым недоумением. Еще больше поразило финнов то, что всего 8 % опрошенных сочли приемлемым использование для своих нужд возобновляемых источников энергии.
Проблематичной оказалась и задача пересадить россиян на экологически чистый транспорт. «Оказывается, для жителей Петербурга собственный автомобиль очень важен, - развела руками госпожа Нюстед. - Если у кого-либо нет машины, то ее не купили вовсе не из-за экологических убеждений, а просто потому, что нет денег!». «Велосипедное движение в значительных масштабах тоже не получится — во-первых, слишком интенсивное движение, поэтому ездить на велосипеде попросту небезопасно. А во-вторых, велосипеды — воруют!» - в последнее слово докладчик вложила весь ужас и шок человека, обнаружившего, что Солнце иногда может вставать и на западе. Ну, а самое главное отличие Петербурга от Хельсинки заключается в том, что только 28 % опрошенных могут чувствовать себя на улице в безопасности — и этот показатель тоже пришлось учитывать при подготовке проекта.
И еще одно обстоятельство заставило разработчиков слегка подкорректировать свои планы: ресурсов для технического обслуживания в Петербурге недостаточно.
Для реализации проекта VTT сейчас рассматривает три пилотные территории, но разработчики сочли преждевременным говорить, к каким именно районам Петербурга они присматриваются. Инвесторы тоже не определены — переговоры с рядом финских девелоперов еще ведутся, названия компаний не раскрываются. Объем необходимых инвестиций в проект тоже пока не определен.
Петербургские инвесторы, присутствовавшие в зале, не выразили готовности сию же минуту принять участие в проекте. Не проявили энтузиазма и местные власти. Людмила Збрицкая, начальник отдела строительства и землепользования Московского района, долго и с увлечением рассказывала о планах комплексного освоения территорий района, о проектах в зоне аэропорта Пулково, о планах по реновации «хрущевских кварталов». Но на прямой вопрос: «А можно ли хоть одну из этих территорий использовать для реализации проекта экограда?» - ответила, что нет. «У нас очень плотная застройка, - пояснила она. - Поэтому построить экоград не получится».
Тем не менее, на городском уровне проект финнов получил поддержку, правда, главным образом, моральную. «Мне очень нравится идея, мне очень близки эти принципы, - заявил журналистам глава комитета по строительству Вячеслав Семененко. - Я буду стараться оказывать намерениям VTT всяческую поддержку». Для начала он намеревается в добровольно-принудительном порядке познакомить всех девелоперов, реализующих проекты комплексного освоения территорий, с методическими разработками VTT.
Поддержал проект и еще один чиновник городского уровня. Заместитель главного архитектора Виктор Полищук полагает, что «экоград» в Петербурге построить можно, и даже подходящая территория для этого имеется. «Вот компания "ЮИТ" намеревается строить квартал в Ново-Орловском лесопарке, - заявил он. - Замечательное место! Пусть они и реализуют проект!».
Комментариев со стороны компании "ЮИТ" на это предложение не последовало.