Для обеспечения авиационной безопасности в ближайшие четыре года в кабинах самолетов должны установить специальную аппаратуру, фиксирующую все действия экипажа в полете.
Эти и другие мероприятии предусмотрены Федеральной целевой программой «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФ в 2011 - 2015 годах», которую подписал премьер-министр России Владимир Путин.
Она затронет воздушные суда, аэродромы и другие объекты, находящиеся в ведении силовых структур – Министерства обороны РФ, МВД, МЧС, Федеральной службы безопасности и таможенного ведомства. За последние 15 лет в различные катастрофы попали почти 400 самолетов и вертолетов государственной авиации, а уровень аварийности в этой категории более чем в два раза превышает показатели других стран.
Для снижения количества инцидентов до уровня «ведущих авиационных держав» предлагается, в частности, внедрить систему видеорегистрации работы экипажа в полете: к 2015 году камеры должны быть установлены на 250 самолетах и вертолетах. На эти цели планируется потратить в сумме 326 млн рублей. За счет федерального бюджета планируется обновить бортовые регистраторы (самописцы – «черные ящики»), а также внедрить систему передачи на землю данных о полете и работе экипажа в режиме он-лайн.
Контрольные видеокамеры, фиксирующие процедуру взлета и посадки воздушных судов, также будут установлены на почти ста государственных аэродромах и на командно-диспетчерских пунктах.
Всего на реализацию целевой программы из федеральной казны планируется выделить 11 млрд рублей, основным государственным заказчиком назначено Министерство обороны РФ.
За рубежом идея установки в кабинах экипажей контрольных камер возникла в 1999 году после крушения в Атлантическом океане самолета Boeing-767 египетской авиакомпании EgyptAir, выполнявшей рейс из Нью-Йорка в Каир. Как установили следователи, воспользовавшись отсутствием капитана, второй пилот, ранее получивший дисциплинарные санкции, со словами «Аллах акбар» отключил двигатели и направил самолет в пике. Погибли все 202 пассажира и 15 членов экипажа. Специалисты Федерального управления авиации США (FАА) пришли к выводу, что только «живая картинка» происходящего способна со стопроцентной точностью поведать о причинах катастрофы воздушного судна.