Владелец банковской карты добился возврата списанной без его согласия суммы. Ответственность за хищение денег мошенниками суд возложил на банк, который обязали отвечать, даже если держатель карты опоздал с предъявлением претензии.
В начале февраля клиент петербургского филиала банка «ВТБ 24» Андрей Киряшов обнаружил, что с его карты исчезла немалая сумма: с ноября по январь через расположенный в Болгарии банкомат неизвестным лицом было совершено 36 операций по снятию наличных. Получив претензию, кредитная организация провела расследование и признала факт мошенничества. При этом какой-либо вины клиента в произошедшем установлено не было.
Однако банк согласился вернуть только часть суммы – похищенную в течение 40 дней, предшествующих подаче претензии. Все ранее совершенные транзакции «ВТБ 24» счел одобренными клиентом: согласно договору, в случае несогласия со списанием со счета какой-либо суммы держатель карты имеет право обратиться в банк с соответствующим заявлением только в течение 40 календарных дней с даты совершения операции. Отсутствие претензии расценивается как подтверждение транзакции, которая больше не может быть оспорена.
Андрей Киряшов вынужден был обратиться в суд, потребовав не только недостающую сумму, но и возмещение морального вреда, а также расходов на получение юридической помощи.
Служители Фемиды не приняли доводов юристов кредитной организации о пропуске срока на подачу претензии. Ведь, признавая факт неправомерного списания, банк сам опроверг презумпцию одобрения клиентом спорных операций по карте.
Требования истца были удовлетворены. К такому же выводу пришел Санкт-Петербургский городской суд.
Как пояснили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе филиала «ВТБ 24», ограничение срока оспаривания операций является рекомендацией международных платежных систем: «Данное дело вряд ли можно расценивать как некий прецедент, который позволит кому-либо из клиентов игнорировать правила "ВТБ24" по обслуживанию держателей пластиковых карт. Банк рассматривает любые претензии клиентов, вне зависимости от того, поданы они или нет с нарушением каких-либо внутренних регламентов. Решения по ним принимаются как исходя из ряда формальных критериев, так и в индивидуальном порядке – если клиент заявляет, что не смог выполнить то или иное правило банка по вине наших сотрудников», – констатировали в банке.
Напомним, что в последние годы мошенники стали широко использовать так называемый скимминг: специальные устройства, устанавливаемые злоумышленниками на банкомат и практически незаметные для обычного пользователя, позволяют получить ПИН-код и скопировать саму карту. Далее с нее в обычном режиме снимаются деньги: идентифицировать подделку и доказать факт мошенничества или опровергнуть оное банк может далеко не всегда.