Российские дети начинают курить в 10 лет, пить — в 11, пробовать наркотики — в 15. Государство в курсе и озаботилось проблемой деградации подрастающего поколения еще в 2009 году, разработав основы антинаркотической политики. Но лишь сейчас этому вопросу посвятили заседание госсовета. На нем президент страны Дмитрий Медведев предложил узаконить полное тестирование детей на наркотики, закрывать интернет-порталы за пропаганду зелья и не церемониться с притонами.
«Год назад была принята стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, перемен к лучшему пока очень и очень мало», - в самом начале своего выступления на госсовете констатировал президент России Дмитрий Медведев.
По официальным данным, в России наркотики употребляют более 650 тысяч человек, по неофициальным — 2,5 миллиона. «Это страшная цифра, конечно. Причем 70 процентов – молодежь до 30 лет, это еще более тяжелая цифра. И что особенно тяжело, буквально в последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня – 11–12 лет. Это совсем дети, учащиеся 5–6-х классов», - заявил глава страны.
В 2009 году была принята программа борьбы с наркоманией. Уже тогда чиновники заявили, что надо бы «смещать акценты с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение, реабилитацию и меры профилактики».
В качестве одной из профилактических мер специалисты давно предлагают проводить тестирование школьников на употребление наркотических веществ. По мнению Дмитрия Медведева, этот вопрос должен быть решен на федеральном уровне — законодательно. При этом еще до принятия поправок в соответствующие нормативные акты появилась информация о том, что Министерство здравоохранения и социального развития совместно с Минобрнауки уже ведет подготовку соответствующего постановления. Впрочем, ничего удивительного в этом нет — идея тестирования витает в воздухе уже лет 7 - 10 (и все это время ведутся разговоры о необходимости возвести эту процедуру в ранг законной).
Одними школьниками президент России предлагает не ограничиваться. По его мнению, соответствующие поправки следует закрепить и в трудовом законодательстве, то есть предусмотреть возможность тестирования при приеме на работу.
«Предложение президента касается не обязательной проверки всех соискателей на употребление наркотиков, а введения опции для тех работодателей, кто хочет обезопасить себя от возможных рисков при найме персонала. Таким же образом некоторые работодатели могут предлагать соискателям пройти тест на детекторе лжи. В таких тестах нередко включаются вопросы об опыте употребления наркотиков. Конечно, это не медицинское освидетельствование, но практика показывает, что такие проверки достаточно эффективны. Кроме того, если у работодателя есть основания сомневаться в благонадежности потенциального сотрудника, он может отказать ему в трудоустройстве под любым благовидным предлогом, допустимом по трудовому законодательству. Например, в связи с несоответствием уровня квалификации открытой вакансии. Аналогичным образом поступают многие работодатели, в силу тех или иных причин выбирающие кандидатов, скажем, по гендерному или возрастному признаку», - заявила «Фонтанке» директор петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова.
По ее мнению, «это достаточно тонкий лёд, поскольку к наркотическим веществам может быть отнесен целый ряд веществ – от табака до нейролептических препаратов, принимаемых по показаниям». «Здесь один шаг до дискриминации по состоянию здоровья. С другой стороны, при работе с материальной ответственностью, с огнеопасными материалами, на вредных производствах и т.п. наличие у кандидата наркологического статуса должно быть критической причиной для отказа от должности. То есть, предложение правильное, но остается вопрос, как оно будет использовано в реальной практике компаний», - отметила Юлия Сахарова.
Дмитрий Медведев также напомнил о двух неискоренимых проблемах — распространении наркотиков через Интернет и существовании так называемых притонов.
Только за последние 3 месяца ФСКН России выявлено более 1040 интернет-сайтов, на которых размещена информация о распространении наркотических средств и курительных смесей. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на проверку информации, заблокированы 22 сайта (!), возбуждено 426 уголовных дел, 134 человека привлечены к уголовной ответственности, изъято около 30 килограммов наркотических средств, психотропных веществ и анаболических стероидов.
При этом мониторинг интернет-сайтов показал, что основную долю подконтрольных веществ, распространяемых с помощью сети, составляют БАДы, содержащие сильнодействующее вещество сибутрамин, псевдокурительные смеси, порошки и таблетки. По данным ФСКН, на ряде порталов с объявлениями о продаже различных наименований наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ выступают мошенники, которые после перечисления им денежных средств за наркотики либо прекращают переписку, либо предлагают дополнительно оплатить их услуги... То есть одно преступление срастается с другим.
На одном из не закрытых ФСКН сайтов Дмитрий Медведев за 5 минут смог узнать, как приготовить дезоморфин. Корреспондент «Фонтанки» за это же время нашел портал, предлагающий доставку будущего наркотика на дом (некоторые виды семян есть и на складе в России). В качестве способа перемещения товара, если верить порталу, используется Почта России (можно выбрать простое отправление, отправление первым классом или службу EMS-почты России). Цена вопроса весьма гибкая — 7 — 10 евро за баночку. Причем создатели портала дошли до того, что предлагают скидку: 5 % от суммы 50 евро при покупке семян одного сорта.
Если же говорить о наркопритонах, то эта проблема, по данным городской прокуратуры, весьма актуальна и в Петербурге. Согласно цифрам, опубликованным надзорным ведомством, в 2010 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 13 062 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из общей массы преступлений 46 связаны с организацией либо содержанием притона для потребления наркотических средств. Казалось бы, на общем фоне цифра невелика. Однако в прокуратуре считают, что «указанная ситуация свидетельствует о слабой работе правоохранительных органов по выявлению и пресечению деятельности наркопритонов». Ведь одна подобная точка — это десятки наркоманов. А работают они, как правило, не один год. Напомним, что лишь сюжет на федеральном канале помог жителям отдельно взятого дома в Приморском районе избавиться от наркоточки. Проживавший в ней криминальный дуэт терроризировал соседей более двух лет. Но милиция и суд очень гуманно относились к продавцам «белой смерти». Правда, после выхода программы было заявлено, что нехорошая квартира уже давно находилась «под колпаком» борцов с наркоманией, но прикрыть бизнес почему-то не удавалось.
Отметим, что в Петербурге борьба с наркоманией ведется и еще на одном фронте - в 2010 году и в I квартале 2011 года в суды направлено 59 исковых заявлений о прекращении действия прав наркозависимых лиц на управление транспортными средствами. По результатам рассмотрения 24 исковых заявления удовлетворены. Случаев отказов судов в удовлетворении заявленных прокурорами требований не было.
В Петербурге уже полтора года осуществляются пилотные проекты в различных районах, в том числе и с применением тестов. Профилактикой, лекциями, акциями с «горячими» линиями занимаются давно. Но, как признавали в Смольном на антинаркотических комиссиях, все эти меры носят периодический и точечный, а не комплексный характер, не решая проблемы. Один из пилотных проектов «Колпино – территория без наркотиков». Однако по сути это набор ряда тематических мероприятий того же ряда: лекции о вреде наркотиков и занятия с психологом-наркологом.
Несколько пилотных проектов с наркотестами проводили во Фрунзенском и Выборгском районах города, однако до непосредственного тестирования школьников дело не дошло. По словам Александры Медведевой, гендиректора компании ООО «ТМК», которая поставляет тесты на выявление употребляющих наркотики, в течение полутора лет постоянных предложений организовать тестирование школьников, не раз приходилось натыкаться на отказ: «Опасаясь реакции родителей и самих подростков, во многих районах города и муниципалитетах занимают «страусиную» позицию, честно признаваясь – лучше ничего не делать. Дело в том, что при тестировании нужно соблюдать принцип добровольности. В одной школе Фоунзенского района удалось предварительно взять разрешение с родителей, а потом осуществлять полуанонимную проверку. Еще один пилотный проект готовится в Кировском районе. Более-менее эффективно мероприятия проходят в Выборгском районе. Там вместе с депутатом ЗакСа Игорем Тимофеевым мы организовали целый комплекс мероприятий с привлечением специалистов-лекторов для школьников и врача-нарколога для родителей. Тесты решили раздавать родителям, чтобы если не у школы, то хотя бы у них было бы такое профилактическое оружие. Дело в том, что по предварительным анонимным опросам старшеклассников, в зону риска в некоторых школах попадают до 40 процентов будущих выпускников. Завтра мы завершаем первый, весенний этап программы в Выборгском районе. К слову, то, что президент предложил тестировать школьников с 13 лет – это, конечно, правильно. Но в Петербурге самому молодому наркоману было 8 лет. Было, потому что он недавно умер – после двух лет употребления героина».
«Мы специально нашли тесты, которые по слюне, а не по моче, в течение трех дней могут подтвердить факт употребления наркотика. Это очень важно для подростков переходного возраста, которых просьба даже собственных родителей «пописать в баночку» может унизить. Стоит отметить, что тестированием не спасешь ребят, которые уже употребляют. Но опасение, что папа с мамой могут проверить тебя в любой момент, может остановить от соблазна попробовать первый раз. То, что предлагается сегодня Медведевым, на самом деле уже мировая практика. Только не надо заниматься тестированием в рамках диспансеризации. Уже подсевших наркоманов видно и невооруженным глазом. А любители попробовать и побаловаться вряд ли будут курить, нюхать или колоться перед проверкой. Здесь важен элемент неожиданности, возможности проверки в любой момент. И именно эту возможность мы предлагаем родителям», - отмечает представитель компании.
Чтобы тестирование было не экспериментом среди добровольцев, а нормальной практикой, нужна законодательная база. Но кто знает, сколько лет еще пройдет, пока от разговоров государство перейдет к делу.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру