Петербуржец нашел «подснежник», разобрал его и стал фигурантом уголовного дела. Сотрудники ГИБДД отправили на спецплощадку семь бесхозных машин, и теперь их проверяют коллеги. Почему услуги «санитаров городских улиц» оказались не нужны властям, узнавала «Фонтанка».
Петербуржец нашел «подснежник», разобрал его и стал фигурантом уголовного дела. Сотрудники ГИБДД отправили на спецплощадку семь бесхозных машин, и теперь их проверяют коллеги. Почему услуги «санитаров городских улиц» оказались не нужны властям, узнавала «Фонтанка».
Точкой невозврата стала для 34-летнего петербуржца встреча с ВАЗ-2109 белого цвета. По версии следствия, посчитав «Жигули», долгое время стоявшие у дома 38, корпус 2 на проспекте Авиаконструкторов, бесхозным «подснежником», 23 марта этого года мужчина распилил машину бензорезом Stihl, погрузил в «газель» и отвез в пункт приема черного металла. Выручкой от «утилизации», по некоторым данным, стали четыре тысячи рублей.
Однако вечером того же дня в правоохранительные органы Приморского района поступило заявление от владельца «Жигулей». По результатам проверки утром 6 апреля было возбуждено уголовное дело, а вечером был задержан подозреваемый, ранее судимый житель того же дома. Как говорят, мужчина сильно удивился своему задержанию. Он якобы не один раз очищал город от «подснежников» и таких последствий от своих действий не ожидал.
Видимо, не ожидали ничего плохого и сотрудники спецполка ГИБДД, которые, исполняя служебный долг, перевозили бесхозные автомобили с улиц города на площадку, расположенную на территории НИИ «Химволокно» на улице Химиков. Там работниками ДПС были найдены семь машин, числящихся в угоне (говорят, что «самой молодой» угнанной машиной стала «Ауди», 1995 года выпуска). По предварительным результатам проверки подозрения в отношении гаишников возникли из-за того, что они в нарушение процедуры перемещения автомобилей не отзванивались по 004, где аккумулируется вся информация об эвакуации автотранспорта. Видимо, сотрудникам ГИБДД придется писать много бумаг, объясняющих такое поведение.
В последние два года после морозных и снежных зим проблема с брошенными машинами стала актуальной для многих мегаполисов. Однако если ранее начинания уличных «санитаров» приветствовались, то сейчас, как уверяют чиновники, при наличии отработанной схемы утилизации автохлама помощь добровольцев им не нужна.
Сейчас за ликвидацию «подснежников» отвечают районные администрации и ГИБДД. Механизм эвакуации зависит от типа транспортного средства. Так, для вывоза «газелей» и грузовиков районные администрации привлекают ГУ «Агентство внешнего транспорта», подведомственное комитету по транспортно-транзитной политике. Как рассказали в пресс-службе комитета, агентство эвакуирует брошенные грузовики и «газели», а затем отвозит их на собственные спецстоянки. Далее ГИБДД начинает искать собственников брошенных транспортных средств, причем отсутствие номеров не является препятствием для проведения поиска: в таком случае владельца ищут по номеру кузова или двигателя. Как уточнили в пресс-службе комитета, поиск занимает около 1,5 лет: если за это время хозяин не будет найден, то «подснежник» утилизируют.
Если же он объявится, то ему будет грозить штраф, но лишь в размере двух тысяч рублей. Как говорят в комитете, собственник не должен будет платить ни за эвакуацию, ни за хранение транспортного средства на спецстоянке. Более того: муниципалам работа эвакуаторов также обходится бесплатно. Отметим, что с сентября 2010 года специалистами «Агентства внешнего транспорта» на спецстоянки было перемещено более 1050 ТС категорий «C», «D» и «E».
Что касается легковых автомобилей, то тут работать приходится районным властям. Администрации заключают, как правило, договоры об оказании безвозмездных услуг с компаниями, занимающимися эвакуацией автомобилей. Процедура, предшествующая утилизации легковых «подснежников», примерно такая же, как и грузовых. Они длительное время находятся на спецплощадке до выяснения данных владельца транспортного средства, а затем уничтожаются. Правда, в районах не смогли уточнить стоимость превращения автомобиля в металл. В среднем в год после зимы с территории всех районов Петербурга вывозится несколько около 1,5-2,5 тысяч легковушек.
Прояснить ситуацию «Фонтанке» смогли в компании, специализирующейся на утилизации старых автомобилей. Если владелец машины участвует в федеральной программе «Утилизация», то стоимость ограничивается в среднем 3 тысячами рублей. Если же владелец просто хочет распрощаться со своим авто, ему будет выплачена стоимость металлолома.
«Фонтанке» не удалось калькулировать совместно с чиновниками сумму, которая в среднем уходит в год на утилизацию «подснежников». Однако, зная процедуру, можно вычислить среднюю стоимость пути бесхозной машины от улицы, которую она захламляла, до металлолома — это порядка 10 тысяч рублей. Умножаем на количество вывезенных транспортных средств. И в процессе подсчета возникает шальная мысль о том, что, может быть, деятельность автомобильных Робин Гудов не столь уж и крамольна. Если бы они, конечно, были внимательнее к вопросу — чья или ничья.
Татьяна Востроилова, Андрей Захаров
Фонтанка.ру