Три автомобиля, ледовый автополигон, опытный пилот – три составляющие нашего эксперимента, проведенного большей частью из любопытства, чем из каких-то практических соображений. Просто сравнивать одинаковые по классу Jaguar XF и BMW 528i показалось скучным и мы решили приправить не сулящее неожиданностей мероприятие чем-нибудь остреньким. Случайно оказавшуюся под рукой старушку «Волгу» сочли вполне уместной «перчинкой» для достижения желаемой степени абсурда.
Когда я тестировала Jaguar XJ, он все время держал меня в напряжении. Впрочем, с 510 лошадями под капотом это не было удивительно. Но недавно за довольно короткий промежуток времени я сразу от двух человек услышала фразу: «Ягуар это машина, которой нужно учиться управлять», и как раз вовремя ко мне в руки попал Jaguar XF с дизельным 3-х литровым мотором (таким же, как на Discovery 4). И вот тут я стала подозревать, что дело-то было совершенно не в мощности мотора… Да еще один владелец BMW начал убеждать меня, что лучше и «драйвовее» его машины не найти. Ну что тут делать? Посоветовалась я с Алексеем Мочаловым, одним из тех двоих, и мы решили: рецепт только один – пробовать! Причем, пробовать в условиях, не ограниченных рамками ПДД и наличием «мирных» машин:
Итак, ингредиенты нашего блюда: Jaguar XF 3.0 diesel – 1 шт, BMW 528i – 1 шт, замешиваем их на снежно-ледовой кольцевой трассе длиною в 2500 метров и приправляем… ГАЗ-3102! Заодно откажемся и от ограничений, накладываемых электронными системами стабилизации, благо и Jaguar, и BMW допускают их отключение не «наполовину», а фактически полностью. Таким образом мы и уравняем шансы с «Волгой», и сможем увидеть характеры наших участников без прикрас. Все это мы c Алексеем тщательно распробуем и задокументируем. Чтобы немного разбавить субъективность личного восприятия каждой машины (некоторым, знаете ли, Hyundai Getz милее «пятачка» или «кошки»), мы замеряем время круга каждого участника. Чтобы случайно не перебить тестовые машины, мы запустим их по одной, заодно исключим влияние человеческого фактора – за рулем будет один и тот же пилот.
Почему именно ГАЗ-3102? Захотелось чего-то «остренького». Всех современников давно уже оттестировали и сравнили. Если «перчить» старым Jaguar'ом или BMW, то любой результат можно списать или на «куда старью до современных технологий», или на «совсем разучились машины делать, вот раньше – это да!». К тому же «Волга» – это единственный из доступных подходящий кандидат из всего советского и российского автопрома. А разве не интересно поставить на одну ступеньку современных представителей премиум сегмента и, по мнению большинства, «гадкого утенка»? Между прочим, в СССР этот автомобиль был доступен, мягко говоря, не всем, так что в какой-то степени он вполне может претендовать на статус «премиум». Да и лично мне очень и очень нравится внешний вид 3102, а некоторый личный опыт позволил возложить на нее большие надежды.
Первое очко «Волга» заработала даже до начала испытаний. Два дня перед нашим тестом валил снег, и мы прибыли в самый разгар расчистки трассы и подъезда к ней. И если трассой трактор занялся тщательно и педантично, то на подъездную дорогу больших усилий он тратить не стал. Так что волей-неволей мы начали с проверки проходимости. BMW даже пришлось подтолкнуть. Ягуар шел вторым и ему оказалось немного попроще. А «Волга», кажется, даже не заметила, что под колесами глубокое снежное месиво.
С точки зрения цены, несомненно, «Волга» тоже выигрывает. И даже когда она была флагманом продукции завода ГАЗ, она все равно была дешевле иномарок, тем более такого класса. Базовая же комплектация Jaguar XF с дизельным двигателем всего на 5% дороже BMW 528i.
Дальше расстановка сил радикально меняется. Оба представителя XXI века по загородному шоссе расходовали около 8 литров топлива на 100 км с небольшой разницей в пользу дизеля. А кто-нибудь видел «Волгу» с таким расходом? Нет, конечно. Я даже не буду называть эту цифру…
Вот внешне я принципиально не буду их оценивать, потому что «Волгу» проектировали почти 30 лет назад, а концепция внешнего вида автомобиля заметно меняется значительно чаще. Но повторюсь: 02-я – красавица. А у Jaguar и BMW вообще неожиданно обнаружились общие черты – от однотипного строения капотов с четырьмя продольными линиями, до практически одинаковых коэффициентов аэродинамического сопротивления (0,29 у XF и 0,28 у 528i). 3102 никогда не проходила испытаний в аэродинамической трубе, однако известно ориентировочное значение, полученное заводом изготовителем при совместных исследованиях с НАМИ (по методике института) на реальных автомобилях – 0,39. В цифрах, конечно, старушка на последнем месте.
По салону я однозначно отдам первенство Jaguar’у. Просто, понятно, качественно, красиво. Впечатление столь же лаконично, как и исполнение. Жаль только, кожаная обивка сидений уже заметно поизносилась. На машине такого класса она должна сохранять вид и через 10 лет, а может быть, даже вечно. Конструкторы «Волги» особо не напрягались, хотя им вполне было с кого брать пример, к тому же наш экземпляр 1999 года выпуска получил обновленный салон от ГАЗ-3110 – тем не менее, никакого прорыва не случилось, увы, снова проигрыш. А BMW продолжает совершенствовать свой фирменный орган управления бортовым компьютером в виде круглого джойстика. Уже не такой кошмар, каким это решение было на первых порах, но еще далеко от совершенства. Отличный большой дисплей, но в принципе отсутствует какой-нибудь «домашний экран», объединяющий наиболее необходимую информацию, все рассовано по разным углам. Да и до сих пор не сенсорный. А вот навигация хороша, спору нет, аж завидно.
Хватит, пожалуй, о том, что и так видно, мы же приехали сравнивать ходовые характеристики и удовольствие от вождения? Так поехали!
Начну с BMW, так как она меня в некоторой степени удивила. Накануне теста я несколько часов на ней просто так каталась, чтобы более или менее понять и почувствовать новую для меня машину. Некоторое время меня не покидало ощущение, что она «не едет», только вот показания спидометра упорно этому противоречили. Вполне быстрая, динамичная, но какая-то… ласковая и ручная, что ли. Где, я вас спрашиваю, обещанный драйв? Справедливости ради замечу, что если выбрать общий режим SPORT+ и перевести АКПП в спортивный режим, то ситуация заметно улучшается. Но это же сродни тому, что мне нужно специально переключать себя в режим «хорошее настроение».
Первый круг по треку произвел приятное впечатление – несмотря на полное отсутствие гоночного опыта, я без проблем достигла финиша на скорости несколько превышающей возможности беременной черепахи. Позже, когда стала появляться излишняя уверенность в своих силах, я все-таки запрыгнула в сугроб, что привело к незапланированному развлечению: демо-автомобили часто лишаются каких-то входящих в комплект вещей и, разумеется, в нашем не оказалось так нужного в этот момент буксировочного крюка. Спасибо обширному опыту группы поддержки и предусмотрительно приглашенному «эвакуатору» – машину аккуратно вернули на ровную поверхность, зацепив за колеса.
«Кошка» нам досталась после маникюра – без когтей. К моменту контрольных замеров времени прохождения круга под колесами был практически чистый лед, и разница между шипованной резиной и «липучкой» стала просто колоссальной. Кто там утверждает, что шипы не нужны? Ну-ну, попробуйте тронуться даже на горизонтальной поверхности, если одно колесо оказалось в небольшом углублении, а про горки даже и говорить не стоит. Я сначала было расстроилась, когда выяснилось, что тестировать нам предстоит машины в несколько неравных условиях, а потом стало интересно посмотреть на результат: во-первых, в очередной раз ходят слухи о запрете шипованной резины, во-вторых, на старшую модель Jaguar XJ шипы не найти в принципе – передние и задние колеса у него разной ширины и зимняя резина заднего размера пока (очень надеюсь, что это и правда временное явление) существует только одной модели, без шипов.
Первое время по свежеутрамбованному снегу XF радовал изящными и точными маневрами, а потом все чаще стал отдыхать по сугробам, спасибо, хоть крюк оказался в наличии. И заодно появился ответ, куда же делся «драйв» BMW: его реакции гораздо менее резкие, руль менее информативен, до определенного уровня он прощает ошибки водителя. Jaguar же не простит ни миллиметра, но и управлять собой позволяет значительно точнее.
Ну и, наконец, гвоздь программы – ГАЗ-3102. Полное отсутствие электроники, маломощный мотор, предсказуемые реакции – и мы получаем идеальный коктейль для ледовых «покатушек». Может быть, ей и недостает скорости и экономичности для дальних поездок, обзорности и комфорта для удобного перемещения по мегаполису, но для активной езды с крутыми поворотами ей еще надо поискать конкурента.
Итак, барабанная дробь! Результаты замеров:
1. BMW 528i – 2:58.3
2. ГАЗ-3102 – 3:20.5
3. Jaguar XF diesel – 3:24.3
За руль всех трех автомобилей мы посадили человека опытного и знакомого с треком, но ни разу не сидевшего за рулем ни одного из них. И есть у меня подозрение, что, если бы мы ему дали больше времени на знакомство с машинами, то первое место BMW было бы под угрозой – все же к механической коробке «Волги» нужно дольше адаптироваться, чем к любым особенностям Jaguar’а и BMW. «Кошка» же вполне закономерно сдала позиции из-за резины. Величина разрыва соответствует разнице результатов одинаковых автомобилей с разной резиной на треке такой же длины.
Какой можно подвести итог? При сравнимых возможностях наша троица имеет совершенно разные характеры. Что интересно, при повседневной езде с полностью включенной электроникой характерные черты Jaguar и BMW все так же заметны, а оценивать конкретное влияние систем в сложных ситуациях мы себе целью не ставили.
BMW 528i – красивая, обстоятельная и допускающая некоторую расслабленность за рулем машина. Мягкая и тягучая на дороге, но без замашек круизного теплохода, как у «американцев». Совершенно определенно, я бы не обливалась слезами от горя, если бы мне пришлось ежедневно на ней ездить, а кто-то именно за эти черты её и выбирает.
ГАЗ-3102 – оба ее соперника отлично подходят для повседневной езды и одновременно позволяют «похулиганить». А это, хоть и
Автомобиль с большой буквы, но уже больше годится на роль лишь «игрушки для трека». Зато цена позволяет приобрести ее в дополнение к машине на каждый день. А еще она почти внедорожник по сравнению с Jaguar и BMW.
Jaguar XF – стильный и все еще относительно редкий автомобиль с норовом, заставляющий водителя продумывать каждое движение. К этому прилагается жесткая подвеска, которая не только заставляет ощущать каждую неровность на дороге, но и приводит к довольно быстрому появлению скрипов обшивки. Но какое удовольствие понимать, что я не просто еду, а именно управляю автомобилем!
Характеристики автомобилей
BMW 528i
ГАЗ-3102
Jaguar XF diesel
Длина, мм 4899 4960 4961 Ширина, мм 1860 1820 1877 Высота, мм 1464 1476 1460 Колесная база, мм 2968 2800 2909 Колея передняя, мм 1600 1510 1559 Колея задняя, мм 1627 1423 1571 Объем двигателя, см
3
2996 2287 2993 Мощность, л.с. 258 150 275 При оборотах 6600 5200 4000 Крутящий момент, н*м 310/2600-5000 211/4000 600/2000 Расположение цилиндров рядный рядный V-образный Количество цилиндров 6 4 6 Топливо АИ-95 АИ-92 дизель Привод задний задний задний Количество передач 8 (АКПП) 5 (МКПП) 6 (АКПП) Максимальная скорость, км/час 250 175 250 Время разгона (0-100 км/час), сек 6,7 13,5 6,4 Снаряженная масса, кг 1730 1500 1780 Допустимая полная масса, кг 2265 1800 2285 Цена, руб от 2 190 000
от 50 000
(1999 год вып.)
от 2 300 000
Редакция благодарит группу компаний «Независимость» за предоставленные для теста автомобили и команду All-road.ru за участие и фотосъемку