9 февраля в Санкт-Петербурге критиковали «Газпром». И делал это не какой-нибудь заядлый оппозиционер, а премьер-министр Владимир Путин – в ходе совещания, посвященного итогам работы топливно-энергетического комплекса в 2010 году. Премьер сначала удивился чересчур высоким ценам на дизельное топливо у «Газпром нефти», а потом и вовсе вступил в спор с заместителем председателя правления газовой компании.
9 февраля в Санкт-Петербурге критиковали «Газпром». И делал это не какой-нибудь заядлый оппозиционер, а премьер-министр Владимир Путин – в ходе совещания, посвященного итогам работы топливно-энергетического комплекса в 2010 году. Премьер сначала удивился чересчур высоким ценам на дизельное топливо у «Газпром нефти», а потом и вовсе вступил в спор с заместителем председателя правления газовой компании.
Совещание под председательством премьера Владимира Путина и с участием представителей отрасли проходило в одном из сооружений огромной империи «Газпрома» – на Южной ТЭЦ, которая принадлежит компании «ТГК-1», одной из «дочек» газового гиганта. Началось оно с рапорта - так же, как и должно было – с тонн, мегаватт и миллиардов рублей. «В этом году мы вышли на первое место в мире по нефтедобыче», «к 2015 году должен завершиться процесс реструктуризации угольной отрасли», «нам нужна программа обновления электросетей» – говорил премьер, и большинство участников, наверное, уже спокойно думали о том, что их головы точно не полетят сегодня.
Так бы, наверное, и случилось, если бы не цены на дизельное топливо. До Путина дошла информация, что за декабрь 2010 года и январь 2011-го цена за тонну дизельного топлива выросла более чем на 35%, достигнув отметки в 28 тысяч рублей («Фонтанка» неоднократно писала об этом).
– Минэнерго провело с нефтяными компаниями работу, и в итоге «Сургутнефтегаз» уже снизил цену на 2000 рублей, Роснефть – на 1500. ЛУКОЙЛ также снизил цены, – отметил премьер.
Руководители этих компаний вздохнули спокойно. Но в зале присутствовали представители еще двух компаний – «Газпром нефть» и ТНК-BP. И они со следующей секунды дышали реже.
– Но от «Газпром нефти» и ТНК-BP пока не последовало никакой реакции, - продолжил премьер. – Если им есть, что сказать, то просим сделать это сейчас.
Первым выдохнул исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан.
– Мы уже отреагировали, – бодро ответил он.
– Когда?
– Сегодня.
Вопрос был решен более чем оперативно, теперь настала очередь генерального директора «Газпром нефти» Александра Дюкова.
– Владимир Владимирович, мы уже приняли такое решение, цены на дизельное топливо снижены на 1000-1500 рублей, – сказал он.
Но, в отличие от ответа ТНК-BP, этот ответ Владимира Путина не удовлетворил.
– Может быть, так и было, но на утро сегодняшнего дня не было. Посмотрим, что будет в конце сегодняшнего.
Кстати, шанс проверить заявление Александра Дюкова у премьера был отличный: недалеко от Южной ТЭЦ есть заправка «Газпром нефти». Отличный шанс был и у главы нефтяной компании как-то объяснить резкий рост цен на топливо – в самом конце совещания был заявлен его доклад, чем он не преминул воспользоваться.
По словам Дюкова, розничные цены на топливо в России – одни из самых низких в мире, но чуть выше, нежели в США; увеличение стоимости дизтоплива, а заодно и авиационного керосина, связано с несколькими факторами. Во-первых, это произошло из-за мирового роста цен на нефтепродукты и одновременного роста акцизов, а во-вторых – из-за чисто технологических проблем. По мнению Александра Дюкова, в настоящее время технологически невозможно одновременно производить дизельное топливо и авиационный керосин: если растет производство одного продукта, то автоматически нужно уменьшать производство другого, так как это взаимосвязанные процессы.
– В конце прошлого года вырос спрос на авиационный керосин и дизельное топливо. Это связано с тем, что в стране выросли грузоперевозки, плюс появились новые крупные потребители – например, ОАО «РЖД», которое до этого мало использовало дизельное топливо. Наконец, происходит процесс обновления автопрома, и автолюбитель стал отказываться от «бодяги» в пользу более качественного топлива, – отметил Дюков.
Но Владимир Путин согласился не со всеми аргументами главы «Газпром нефти». По его данным, в декабре-январе рост цен на нефтепродукты в Европе мог бы дать не больше 26% увеличения стоимости топлива в России, рост акцизов – не более 22%.
– А вот необоснованный рост цен дал в итоге от 23 до 55% увеличения стоимости! – сказал премьер. – И ссылки на США некорректны. Мы – номер один в мире по добыче. США, конечно, добывает, но одновременно является и крупным импортером. И расходы там совершенно разные: давайте посмотрим, сколько на производство одной тонны тратят они, а сколько – мы. Разница есть.
Однако на этом неприятный день для «Газпрома» не ограничился. В своем докладе заместитель председателя правления газовой компании Валерий Голубев пожаловался на то, что на Северо-Западе «Газпром» испытывает недостаток транспортных мощностей и не может доставить газ потребителям, в связи с чем дефицит его потребления в регионе составляет 9,5 млрд куб.м, а сама компания «не может гарантировать бесперебойную подачу газа зимой в период максимального потребления». Полностью этот дефицит будет ликвидирован только к 2014 году.
Однако премьер возразил ему:
– У вас по сравнению с 2008 годом добыча сократилась, а вы говорите о дефиците…
Премьер хотел еще что-то сказать, тут Голубев сделал то, что, наверное, решится сделать не каждый: он перебил Владимира Путина.
– Дефицит на Северо-Западе связан прежде всего с недостатком транспортных мощностей, – пояснил он еще раз.
– Вот смотрите, – все же продолжил Путин. – У нас независимые компании добыли 150 млрд куб.м. газа, что уже сопоставимо с объемами добычи «Газпрома».
– Да, конечно, – неохотно согласился Валерий Голубев.
– Так давайте тогда независимым дадим развивать газотранспортную систему! Ведь мы с подачи вашей компании держим определенные ограничения на развитие инфраструктуры. И получается так, что мы интересы одной компании (хотя очень важной, и вы знаете, что я вас всегда поддерживаю) ставим выше, чем интересы развития всей отрасли. Вы в этом отдаете себе отчет? (Уже вечером в этот же день СМИ напишут, что Путин имел в виду бизнес Геннадия Тимченко - бенефициара нефтетрейдера Gunvor, крупнейшего поставщика российской нефти).
Голубев опять попытался что-то сказать, но Путин не дал ему это сделать.
– Вы должны реагировать на эти вещи своевременно и вкладывать необходимые ресурсы в развитие транспортной отрасли.
Но Голубев все гнул свою линию, он стал рассказывать историю, как «Газпрому» не удалось договориться с «Новатэком», который также занимается добычей газа, о строительстве газовой трубы. Он так горячо рассказывал об этом, что, когда уже Путин попытался перебить его, то не дал это сделать. Тогда премьер жестко отрезал:
– Ну, все, ладно. Спасибо вам большое – вы не ответили на мой вопрос. Или вы будете эффективно работать, или мы пойдем на изменение действующих правил, на изменение законодательства.
Помимо участников совещания и журналистов за этой перепалкой наблюдали главы нескольких ГЭС и АЭС по всей стране – с помощью системы видеоконференции. Сделав доклады, они потом все совещание молчали, а их изображения время от времени выводили на экран. Восемь из девяти руководителей энергетических компаний сидели перед камерами, а один – глава АГРС «Джубга-1» – решил почему-то сделать свой доклад стоя.
В итоге он вынужден был находиться в этом положении все четыре часа, пока шло совещание. Однажды, когда изображение опять неожиданно вывели на экран, его не оказалось в кадре – видимо, он отошел в сторону, чтобы хоть немного посидеть, но затем быстро забежал обратно и больше уже из кадра не уходил, вытянувшись по струнке. Что ж, такие совещания проходят раз в год – можно и потерпеть.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"