Принять участие в целевой программе «Развитие долгосрочного ипотечного кредитования в Петербурге» не сложно, а очень сложно. В этом лично убедились сотрудники "Фонтанки". Почему чиновники чинят столько препятствий тому, чтобы рядовой горожанин получил от государства гарантированную властями помощь, пыталась понять вся редакция.
Елена пыталась получить с помощью государства ипотечный кредит — то есть, принять участие в целевой программе «Развитие долгосрочного ипотечного кредитования». По всем параметрам ее семья подходит под требования к участникам только этой программы. И сначала все шло гладко. В банке согласились выдать кредит на условиях, оговоренных программой, и муж с женой направились в жилищные отделы своих районов. Там им выдали красивые брошюрки под названием «Жилищная политика Санкт-Петербурга для горожан».
На титульном листе этого отпечатанного на дорогой глянцевой бумаге издания размещено обращение губернатора города. «С помощью данной брошюры жители Санкт-Петербурга смогут выбрать для себя оптимальный вариант жилищных условий» или «получить полезную информацию: как можно решить жилищный вопрос с использованием ипотечного кредитования», гласит текст.
Пойди туда, не знаю куда
Текст брошюры составлен предельно четко и просто, снабжен многочисленными схемами. В разделах программы подробно рассказано, какие именно документы необходимы для того, чтобы получить от города помощь. Правда, куда потом с ними обращаться, не говорится.
Да, там размещены телефоны трех организаций-операторов городских программ — НП «Городской центр — доступное жилье», СПб ГУ «Горжилобмен» и ОАО «Санкт-Петербургское ипотечное агентство». И указаны телефоны, по которым гражданам следует обращаться с вопросами.
Однако многочасовые попытки дозвониться до операторов оказались безуспешными. Телефон «Городского центра — доступное жилье» заблокирован; позвонив в «Санкт-Петербургское ипотечное агентство» корреспондент «Фонтанки» узнал о том, что «линия перегружена» - причем, как показал эксперимент, перегруженной она остается в любое время дня и ночи. Отвечают только телефоны «Горжилобмена» - по ним «подходит» факс. Стоит заметить, что на сайте жилищного комитета опубликованы номера телефонов операторов, отличающиеся от указанных в брошюре, но и они в рабочее время не отвечают.
«Мы обратились в районную администрацию, - рассказывает Елена. - Неделю пытались выяснить, куда мы должны сдавать документы. Наконец, секретарь подсказала, что с сентября всеми этими вопросами занимаются в многофункциональных районных центрах».
В МФЦ на улице Седова пришлось долго доказывать сотрудникам, что они должны заниматься среди прочих вопросов еще и оформлением документов для городских целевых программ. Доказать удалось — работники МФЦ вооружились методичкой и начали прием бумаг.
Принеси то, не знаю, что
Выяснилось, что список, указанный в брошюрке — неправильный, документов надо в два раза больше. "Дополнительно потребовали по два экземпляра копий паспортов, свидетельства о браке, свидетельства о рождении детей. Потребовали даже предъявить им мужа, чтоб они были уверены в том, что он существует в реальности", - рассказывает замученная хождением по инстанциям.
В завершение эпопеи супруга попросили написать заявление о том, что ни в каких других целевых городских программах он не участвует. Тот требуемую бумагу написал, указав, что пытается получить субсидию в рамках той же программы, но в другом районе — Василеостровском. Супружескую пару уверили, что попытка подать заявление на одну и ту же программу в разных районах города вполне допустима, главное, чтобы люди не старались получить субсидию из двух разных источников финансирования одновременно.
По такой же схеме развивались события и в МФЦ Василеостровского района, где подавал заявку муж Елены. Правда, здесь заявления о «неучастии» не потребовали, зато супружеская пара была вынуждена предъявлять дополнительно справки из ПИБа по обеим своим комнатам - почему такая разница в требованиях, в МФЦ не объяснили. Зато в обоих районах велели ожидать ответа по почте через тридцать дней.
И жди у моря погоды
«В Невском районе мы сдали документы 11 октября, - говорит Елена. - 15 ноября я позвонила в МФЦ и поинтересовалась, как дела. Меня заверили, что все документы отосланы, все в порядке, видимо, просто какие-то задержки с почтой. Я успокоилась, а 29 ноября мне позвонили из жилищного отдела Невского района — оказывается, все это время документы находились в администрации — и велели прийти на прием».
Про очередь в райадминистрации писать не будем, а на приеме Елене сообщили, что документы у нее оформлены неправильно, поэтому она должна их забрать и принести заново — но почему-то уже в администрацию. Что может быть неправильного в ксерокопиях паспортов или справках по форме №7 и 9, в жилищном отделе объяснять отказались. Отказались и дать справку о том, что документы возвращены администрацией района.
От сотрудницы редакции потребовали, чтобы она написала заявление о том, что забирает все документы. А когда она отказалась это сделать, сообщили, что их, конечно, передадут в жилищный комитет, но, скорее всего, она ничего не получит.
"Прошло еще две недели, ответа нет никакого, а разрешение банка действует только до 26 декабря. И значит — все опять придется начинать сначала», - расстраивается Елена.
Корреспондент «Фонтанки» попробовал дозвониться в МФЦ Невского района, однако телефон центра на улице Седова не отвечал, это повторялось три рабочих дня. В Городском мониторинговом центре, где выдают справки о работе всех городских МФЦ, подтвердили, что номер телефона абсолютно правильный, центр должен работать с 9 до 21 часа без обеда, но объяснить, почему в нем никто не снимает трубку, не сумели. «Мы можем только зафиксировать Вашу жалобу», - честно признались сотрудники Мониторингового центра.
Не удалось пообщаться и с жилищным отделом администрации Невского района — здесь в течение трех рабочих дней на звонок неизменно отвечал автоответчик.
В Василеостровском районе, куда сдал документы муж, документы были сданы 2 ноября. Обещанные тридцать дней уже прошли, но пока ни от жилищного комитета, ни от районных властей, супруги никакого ответа не получили. Между тем, срок банковского разрешения заканчивается, подходит к концу и рассчитанная до 2011 года целевая программа.
Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"