Пробки, аварии, драки за парковочное место во дворах – это все приметы наступившей зимы. Если не принимать никаких мер и ничего не делать, то Петербургу скоро грозит транспортный коллапс. Об этом шла речь на заседании «круглого стола», прошедшем в Законодательном собрании города.
Как рассказал заместитель директора Центра комплексного благоустройства Петербурга Джонни Суханов, в городе на сегодняшний день зарегистрировано 1 700 000 автомобилей, а вот мест в гаражах, паркингах и открытых автостоянках имеется только на 500 тысяч. «Остальные автолюбители паркуются на улицах, во дворах, что снижает пропускную способность городских автомагистралей и создает пробки», – заявил он.
А еще, несмотря на успешную реализацию программы утилизации автомобилей, мешает проезду и брошенный автотранспорт. По данным специалистов КБДХ, сегодня на улицах города в разукомплектованном виде стоит 450 единиц грузового транспорта и более 2 тысяч легкового. Так как у всех этих автомобилей есть владельцы, закон не позволяет их убирать. «И что с ними делать не понятно», – разводит руками Джонни Суханов.
В последнее время всерьез заявила о себе и другая проблема – незаконное резервирование парковочных мест. При этом «грешат» этим не только частники, которые откопав себе место в сугробе для стоянки машины, потом «метят» эти места старыми стульями и ящиками. Но и представители фирм и компаний, которые почему-то считают для себя возможным отгородить въезд и поставить грозные знаки, разрешающие парковку автомобилей только этого предприятия. По мнению Джонни Суханова, счетная палата города уже не раз обращала внимание на эти вопиющие беззакония, но воз, как говорится, и ныне там. Поэтому в ближайшее время планируется начать «завинчивать гайки» по отношению к этим нарушителям.
За все заплатит бюджет?
Дело в том, что многие автомобилисты чувствуют себя на улицах города довольно вольготно еще и потому, что наказать их за брошенные в неположенном месте машины в последнее время стало не так просто. Джонни Суханов рассказал, что этой работе мешают давние изменения, внесенные в Административный кодекс, по которым эвакуация автомобилей-нарушителей на штрафстоянку производится за счет городского бюджета. А лимиты денежных средств, которые выделяются из бюджета города на эти цели, позволяют задерживать в месяц не более 6 тысяч автомобилей.
Кстати, когда за эвакуацию машины на штрафстоянку платили сами владельцы, эта цифра была на порядок больше. В такой ситуации город вынужден был даже давать «заявку» сотрудникам ГИБДД, какие улицы следует в первую очередь очистить от припаркованных машин. Символична и сумма штрафа, которую сегодня платит автомобилист за неправильно припаркованный автомобиль. Она составляет всего 300 рублей. Отвечая на вопрос, какой же на самом деле целесообразно быть этой сумме, Джонни Суханов, заявил, что, может быть, стоит последовать опыту зарубежных стран. Там сумма штрафов зависит от декларации доходов автомобилиста – чем он больше зарабатывает, тем больше и платит.
Однако по мнению эксперта, в связи с тем, что у нас вопрос о декларации доходов вызывает болезненную реакцию, то, может быть, стоит ориентироваться на стоимость топлива, которым заправляется автомобиль. «Если вы позволяете себе заливать за одну заправку топлива в бак на тысячу рублей, то значит, в состоянии и штрафы платить в таком же объеме», – полагает Джонни Суханов. Кроме того, эксперт считает, что следует выступить с законодательной инициативой и потребовать возвращения к старой практике, когда услуги эвакуатора оплачивали не налогоплательщики, а тот, кто нарушил правила дорожного движения.
Нужна объективная оценка
По мнению руководителя Государственного центра Стандартизации и сертификации (ГОЦИСС) Николая Кухарчика, для того, чтобы навести порядок на наших улицах, вовсе не надо закручивать «гайки». А стоит воспользоваться опытом Финляндии. Там на улицах не увидишь автомобилей, стоящих в неположенных местах и мешающих движению автотранспорта. Все потому, что везде установлены видеокамеры, которые фиксируют нарушения. И если ты нарушил, то тебе довольно скоро по почте придет увесистый пакет, в котором будет квитанция об оплате штрафа и фотография, на которой будут представлены неоспоримые доказательства вины – указано время, место нахождения машины, расположение знака.
Еще один метод, который участники «круглого стола» предлагали применить в борьбе с недобросовестными водителями – это использование колодок, блокирующих колеса. Эксперты даже предложили оснастить их специальным часовым механизмом – владелец машины должен знать, что чем быстрее он заплатит штраф, тем в меньшую сумму ему обойдется это нарушение.
Как выяснилось в ходе обсуждения, существует и много других мер, которые могли бы использоваться с целью избавить город от грозящего ему транспортного коллапса. Они известны. Для этого надо всего лишь строить дороги, перехватывающие парковки, развязки… Другое дело, что транспортной проблемой города надо заниматься целенаправленно, не только на региональном, но и на государственном уровне. В итоге участники «круглого стола» пришли к мнению, что одним из шагов в этом направлении станет создание специальной рабочей комиссии, в состав которой должны войти представители городских комитетов, депутаты и ученые, которые бы взялись объективно оценить дорожную ситуацию в городе.
Автомобилистам готовят «кнуты и пряники»
ПО ТЕМЕ