Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликовала своеобразную «инструкцию» по взысканию с железной дороги (ОАО «РЖД» или иного перевозчика) штрафа за опоздание поезда. Чиновники предлагают недовольным работой стальных магистралей пассажирам также бланк претензии и образец искового заявления.
Роспотребнадзор напоминает, что за задержку отправления или за опоздание поезда на станцию назначения железнодорожники обязаны заплатить пассажиру штраф в размере трех процентов цены билета за каждый час задержки. При этом опоздание менее чем на час в расчет не принимается, а размер взыскания ограничен стоимостью билета.
Кроме того, потребитель также вправе потребовать возмещения иных причиненных ему убытков (например, оплаты авиабилета и турпутевки, которыми он не смог воспользоваться из-за опоздания поезда и пр.).
В то же время оговаривается, что железнодорожники могут не платить штраф, если докажут, что задержка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе устранения возникшей не по их вине неисправности, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, а также иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
Чиновники напоминают, что желающие получить возмещение пассажиры должны в течение 45 дней после приезда предъявить железнодорожникам претензию с приложением проездных документов (билетов). Такой досудебный порядок является обязательным. Срок ответа на претензию не должен превышать 30 дней.
Кроме того, иски можно предъявлять только по месту нахождения компании-перевозчика (все иные споры потребители вправе рассматривать в суде по собственному месту жительства). «Прошу учесть названные аспекты правового регулирования отношений в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом при оказании как консультативной, так и практической помощи гражданам в защите их прав на основе имеющихся у Роспотребнадзора полномочий», – заключает заместитель руководителя федеральной службы Юрий Решетников.
Напомним, что ОАО «РЖД» с 1 ноября добровольно обязалось выплачивать неустойку пассажирам, но только за опоздание скоростных поездов «Сапсан» и не менее чем на 30 минут. Если задержка не превышает часа, то пассажир вправе претендовать на 25 процентов стоимости билета, двух часов – половины. Если поезд опоздал более чем на 120 минут, железнодорожники обязуются полностью компенсировать стоимость проезда.