Горячей выдалась эта неделя для Игоря Корнелюка. Компания «Бомба-Питер» выпустила сразу три его новых диска: «Музыка к фильму “Мастер и Маргарита”», «Музыка к фильму “Тарас Бульба”», а также «Песни из кино. Избранное». Вчера в прокат вышел российско-немецко-американский художественный фильм «Правосудие волков» по сценарию Владимира Кунина с музыкой Корнелюка. Сегодня начал работу новый официальный сайт композитора igorkorneluk.ru, а вечером Игорь Корнелюк даст в «Гигант-холле» сольный концерт, посвященный презентации дисков и сайта. Вот что композитор рассказал «Фонтанке».
– Игорь Евгеньевич, у вас новая «болдинская осень»?
– Дело композитора – писать музыку. Этим я занимаюсь день и ночь. Обычно спускаюсь в студию, которая расположена в моем загородном доме, когда на дворе еще темно, а выхожу оттуда, когда уже темно. Но год назад в моей жизни возник замечательный петербургский музыкант, продюсер, очень хороший специалист в области электроники Олег Скиба, который, предложив мне помощь, взялся за руководство нового проекта под условным названием «Игорь Корнелюк. Online». У меня был, и даже еще есть в сети, сайт, но, по сути, он оказался мертвым, потому что там был неинтересный контент, не было музыки, не было двустороннего общения с посетителями. И вот 22 октября открыт новый официальный сайт, где будет немало интересного, будут представлены все новые и старые материалы. Я не выпускал саундтреки ни к одному фильму: элементарно не хватало времени. Выпускал один фильм и сразу приступал к работе над другим, и это продолжалось ровно 10 лет. Но сейчас лед тронулся. Под этот проект выпущены три диска, и это только начало, потому что будут переизданы старые записи, песни, саундтреки к фильмам «Идиот», «Честь имею», «Русский перевод», «Бандитский Петербург», «Небо и земля». На сайте будет много интерактивных начинаний, самых разнообразных форм общения со слушателями, онлайн-конференций.
– И как вам, скажем, работалось над саундтреком к фильму «Тарас Бульба»?
– Безумно тяжело. Приступив к работе над фильмом, я вдруг столкнулся с почти неразрешимой проблемой. Надо было написать героическую музыку. Вот, представьте, казаки идут рубить ляхов. Весь этот патриотический пафос надо передать в музыке. Но я вдруг поймал себя на мысли, что героической составляющей в нашей жизни больше нет. Я имею в виду героику в чистом виде – без сарказма, иронии, издевки, стебалова. Это оказалось очень тяжело – написать героическую музыку, но – честно, чтоб тебе поверили. И я написал, как мне казалось, в достаточной степени героическую музыку. В ней даже присутствовал какой-то этнический, фольклорный элемент, такой кивок в сторону Киева, Украины. Но когда я стал ставить эту музыку на кадр, то уже после первых 15-ти секунд понял, что она не годится. Стал искать другую музыку, но когда опять поставил на кадр – опять не то. Третий, четвертый, пятый вариант, увы, постигла та же участь. И тут, поверьте, наступил страшный момент, потому что пришлось понять, что ты не можешь, не справляешься, и есть два варианта: либо биться дальше, либо как-то сдаваться. У меня случались такие черные дни, и тут ты уже перестаешь спать, есть (хотя в это трудно поверить, глядя на меня!), зациклен на одном. И вот пришла мне одна мысль. Я пригласил вокальный мужской ансамбль, который поет в Валаамском монастыре. Мы взяли текст псалмов XVI века – подлинные, старинные псалмы. И опираясь на эти псалмы, я записал главную, основную тему. Причем, как ни странно, слушаешь ее – вроде и героики не так много, но, в отличие от прежних вариантов, она очень хорошо легла на кадр и воспринимается именно как героическая музыка.
Что касается нового диска с музыкой из «Тараса Бульбы», то это не саундтрек в традиционном понимании. Мы специально сделали музыкальные концептуальные альбомы, где порядок композиций не соответствует тому, как они звучат в картине. Мы специально издавали диски как отдельную музыкальную, авторскую работу. Надеемся, что внимательный слушатель во многом заново услышит музыку именно на дисках, ведь далеко не все нюансы можно услышать во время киносеанса.
– Я сейчас держу в руках еще один новенький диск с музыкой к «Мастеру и Маргарите», в который включены 14 треков. Что вспоминается в связи с этой картиной?
– Если когда-нибудь напишу книгу воспоминаний, то про «Мастера и Маргариту» будет самая большая глава! Когда мы сделали фильм «Бандитский Петербург», Бортко сказал: «Знаешь, я теперь буду работать только с тобой! Но насчет следующей работы я уже дал слово Андрею Петрову! Это будет “Мастер и Маргарита”». Я тогда подумал: «Господи, какое счастье, что он дал слово Андрею Павловичу!», потому что я очень долго подыскивал слова, чтобы отказать Бортко. Ну не видел я возможности в экранизации бессмертного романа Булгакова. Отчасти и теперь не вижу! Даже если снять по горизонтали всё, как написано Булгаковым, что делать с этой могучей вертикалью?! Раз пятьдесят я перечитывал роман и открывал что-то новое, каждый раз смещались какие-то акценты. И, знаете, первая попытка Бортко снять этот фильм провалилась. Помню, он сказал мне: «Я вообще-то материалист!», на что я возразил: «Володя, а как ты, материалист, можешь снимать фильм по роману, глубоко идеалистическому, где главный герой – Сатана, где религиозная тема рассматривается очень глубоко и широко?» И вскоре Бортко рассказал мне реальную историю. Они поехали подготавливать натуру на Патриаршие пруды. Несколько часов работали с оператором, смотрели планы. И вдруг к ним подошел какой-то человек с футляром от виолончели. Дальше начинается булгаковщина: «Вы пытаетесь снять фильм, но всё равно у вас ничего не получится» – произнес человек. Материалист Бортко хотел полюбопытствовать, почему же у него не получится, но реально прирос к месту, не мог вымолвить ни слова, а человек с футляром неспешно удалился. Вскоре картину действительно закрыли, денег не дали. Так провалилась первая попытка Бортко, но фильм он все-таки снял.
Помню, сначала я сделал «Полеты Маргариты», потом Бортко попросил сделать сцену распятия. Я понимал, что по жанру надо написать реквием, и спросил: «Так мне взять текст католической мессы и сочинить свой вариант музыки?», на что Бортко предложил: «А ты возьми текст православной литургии», и я подумал: «В самом деле, почему бы не взять?» Написал светскую музыку на текст литургии. И дальше – сцену за сценой, благо времени было много, почти год. Я работал тщательно, не торопясь, по возможности не нервничая.
– Еще один ваш новый диск называется «Песни из кино»…
– Не ругайте меня за неграмотность названия. Но мне именно так хотелось назвать. В диске собраны песни, которые я написал специально для фильмов. Либо они звучали в кадре, либо за кадром, либо вообще не вошли в картину по тем или иным причинам. В альбоме песни на стихи Регины Лисиц и Войцеха Сарамоновича поют самые разные артисты, актеры, несколько песен звучат и в моем исполнении. Конечно же, туда вошли песни «Город, которого нет», «Мальчик, не похожий на меня», «Город за окном», которые я записал для телесериала «Бандитский Петербург», снятого режиссером Владимиром Бортко по сценарию Андрея Константинова.
– 21 октября вышел в прокат российско-немецко-американский проект по роману Владимира Кунина «Противостояние волков» с Майклом Йорком в главной роли, знаменитым партнером Лайзы Минелли по фильму «Кабаре». Можно сказать, что вы вышли на международный рынок?
– Фильм создавался на студии «Бавария-фильм». Я страшно нервничал, когда вез музыку в Германию, и к тому же впервые делал музыку в формате Dolby Digital. Баварцы похвалили не только саму музыку, но и то, как она записана, что стало предметом моей гордости не только как композитора, но и как звукорежиссера и звукоинженера. Фильм этот о человеке, который обладал способностью убивать взглядом. Эту способность заметил в детстве, когда его обидел старшеклассник, толкнул, он ударился о батарею, попал в реанимацию, а когда очнулся и вновь пришел в школу, и тот старшеклассник стал опять к нему приставать, он его убил одним гневным взглядом. И вот в наше лихое время он стал киллером, стал убивать за деньги. Но у него была мечта: купить остров посреди океана и построить там рай – для бывших художников, музыкантов, писателей, поэтов, артистов, актеров – стариков, которые остались не у дел. И он таки покупает этот остров. Но когда в финале фильма герой ждет корабль со стариками, то сам умирает. В это время звучит песня… Это даже не песня, потому что мне хотелось написать что-то нереальное, неземное. Формально это песня, но она подается как оперная ария: симфонический оркестр, академический голос, полетный, высокий. Поет о какой-то неземной, удивительной жизни, которой в реальности нет. Великолепно поет молодой петербургский тенор Женя Южин: когда я его слышу, сразу вспоминаю молодого Лемешева.
Вскоре Первый канал покажет картину «43-й номер» – смесь триллера с детективом, мелодрамой. Только что я завершил работу над музыкой к фильму «Если небо молчит» по роману Дмитрия Герасимова – это психологическая мелодрама с привкусом детективной истории. Без детектива никак в наше время… Песни из фильмов «43-й номер», «Правосудие волков», «Если небо молчит» в исполнении Евгения Южина, Антона Макарского, Виктории Морозовой и моем собственном уже можно услышать на новом диске «Песни из кино. Избранное».
– А мысль о создании мюзикла вы уже совсем похоронили?
– Да, но меня не оставляет мысль о том, чтобы написать оперу. Дело в том, что десять лет назад мы с Региной Лисиц стали сочинять оперу. Три-четыре месяца были невероятно плодотворными: я приезжал к Регинке, и мы придумывали этот спектакль, сочиняли, фантазировали, что же будет происходить на сцене. Я садился к инструменту и сразу играл большими кусками. Из меня музыка перла, как из водосточной трубы. Такого со мной не было ни до, ни после. Было такое упоение, но оно прервалось очень быстро, потому что раздался звонок с предложением написать музыку к «Бандитскому Петербургу». Работать в кино я тоже давно мечтал, и мы с Региной решили временно отложить свои фантазии на тему оперы, чтобы продолжить после «Бандитского Петербурга». Однако после этого мне с ходу предложили еще одну работу в кино, потом другую, третью. Продюсеры были настойчивы, торопили. В кино, конечно, композитор может себя проявить намного полней, чем в песне. Песня как жанр не просто мельчает, но, по-моему, уже просто умирает. Это же с ума можно сойти: на последний конкурс «Евровидение» каждая страна послала какие-то свои лучшие образцы, но в итоге я не услышал ни одной живой ноты. Ни одной! Зато конкурсанты теперь катаются на коньках, потрясают нарядами и прическами, декорации становятся всё роскошней. Всё это продиктовано желанием создать иллюзию хоть какой-то динамики, так как в музыке на «Евровидении» ничего не случается.
И вот сейчас, когда десятилетняя гонка завершается, я с блаженством отдохну недельку и, пожалуй, возьмусь за оперу. Выйдет у меня опера – буду счастлив. Ведь всё равно лучше оперы, лучше музыкального спектакля нет ничего на свете. Я понимаю: чтобы написать оперу, придется закрыть для каких-то других проектов полгода, а то и год своей жизни, но я морально к этому уже готов. Я готов даже делать эту работу просто из альтруизма, творческих посылов души, не из меркантильных соображений, не под заказ. Бог с ним! Хотя, честно скажу, я фаталист – мы можем хотеть всё, что угодно, но если нам не дано, мы никогда этого не сделаем.
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото: Валентин Илюшин, Михаил Садчиков-младший, «Централ Партнершип», телеканал «Россия», Top Film Distribution.
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»