Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Жизнь, прожитая со вкусом (фото)

Жизнь, прожитая со вкусом (фото)

2 013

30 сентября заслуженному артисту России Виктору Шубину исполнилось бы 65 лет. До этой даты он не дожил чуть более двух месяцев. Умер в межсезонье, летом, в июле. По причинам, которые здесь не место обсуждать, родственники «забыли» позвать на похороны тех, кто был артисту в последние годы по-настоящему близок, – его друзей, коллег. Артисты Театра на Васильевском узнали об утрате только на сборе труппы в сентябре. Сегодня они собрались на могиле Виктора Павловича, на Смоленском кладбище. Чтобы вспомнить.

Виктор Шубин родился в Ленинграде, учился в судостроительном техникуме, играл в пионерском Театре им. Павлика Морозова у знаменитого педагога Владимира Поболя, где и познакомился со своими будущими коллегами Владимиром Особиком, Еленой Рахленко, Владиславом Пази, Юрием Овсянко. Работал слесарем, чертежником, служил в армии, учился в ЛГИТМиКе, ГИТИСе, Кемеровском институте культуры, с 1964 года служил актером в разных театрах: в Красноярске, Ижевске, Кемерове, Омске, Пскове… Играл главные и характерные роли: Д’Артаньяна, Герострата, Бусыгина, Мурзавецкого, Теркина – за эту роль был выдвинут на соискание Государственной премии. Когда, устав от разъездов, Виктор Павлович вернулся в Ленинград, то был принят в труппу Молодежного театра, работал с режиссерами Малыщицким и Падве, сыграл Рыбака в «Сотникове», Де Гиша в «Сирано де Бержераке», Рылеева в легендарном спектакле «100 братьев Бестужевых» и другие роли. Кроме того, он был завсегдатаем театральных капустников и одним из главных шутников на них.

В спектакле "Саранча"



В Театре на Васильевском Виктор Шубин прослужил последние 20 лет. Легендой старожилов театра останутся его роли в детских спектаклях – Мышь в «Приключениях кота Леопольда», Снеговичок в спектакле «А Снеговик ничего не понял…», сочиненном актерами театра специально «на Витю Шубина». Из незабываемых образов – Дергачев в «Последней жертве», Авенир Николаевич в «Моем загляденье», Базиль в «Женитьбе Фигаро», Лейзер в «Еврейском сватовстве», Голова в «Ночи перед Рождеством», Клуд и Нежданов в одном из первых спектаклей театра «Любовь втроем». Легендами города останутся его дядя Ваня в знаменитой «Тане-Тане», господин Йович в спектакле «Саранча».

В спектакле "Ночь перед Рождеством"



Виктор Шубин много снимался в кино. Он и есть тот самый сержант Егоров из знаменитого «Сына полка», дедушка из сериала «Вовочка», дядя Гриша из «Русских страшилок», майор милиции из «Золушки в сапогах». Но он умел не только создавать образы на сцене. Он делал замечательную мебель, любил играть в теннис, удить рыбу, ходить на лыжах, умел слушать людей, умел дружить. Еще он был однолюбом, порядочным, доверчивым и добрым человеком. И главное – веселым.

В спектакле "Голый король"



Накануне 65-летия актера его друзья и коллеги вспоминают показательные истории, связанные с любимым Палычем.

Елена Рахленко, актриса Театра на Васильевском

…Мы с Палычем знакомы были еще с детства, по пионерскому Театру им. Павлика Морозова. Когда я пришла в Театр сатиры, Витя очень опекунски ко мне относился. Но однажды наши отношения чуть не прервались на всю жизнь. Палыч был человеком очень принципиальным и всегда защищал права артистов. Однажды со спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро» мы поехали в Усть-Нарву. Я, с разрешения администрации, взяла с собой в поездку свою очень близкую подругу. Это была изумительная поездка: природа, белоснежные пейзажи… Играли на прекрасных площадках. 13 января мы сговорились отметить Старый Новый год. Палыч был невероятным кудесником по шашлыкам: на всех гастролях он приглашал нас куда-нибудь в живописное место и угощал шашлыками. Чтобы мариновать мясо, он везде возил с собой пластмассовое ведро. И в эту поездку ведро тоже ехало с ним. Однако ситуация осложнилась тем, что Палыч повздорил с администратором из-за суточных. Он считал, что артист имеет право получить все суточные целиком и распорядиться ими по своему усмотрению, а администратор сказал, что часть наших суточных будут потрачены на централизованные горячие обеды. Когда мы приехали в Усть-Нарву, нас там ждали накрытые столы, и, разумеется, мы уселись обедать. Потом я отправилась на прогулку, а вернувшись, обнаружила коллег в гостиничном фойе, нахохлившихся. Спросила, отдали ли они Палычу деньги на шашлыки? И они мне сообщили, что шашлыки отменяются, Палыч денег не принимает. На правах старой подруги я постучалась в его номер. В ответ – тишина. Стучу с настойчивостью еще раз и через дверь говорю, что это я, Лена Рахленко. Дверь открывается, и на пороге стоит хмурый небритый Палыч. «Я, – говорю, – деньги принесла на шашлыки». «Шашлыков не будет – я со штрейкбрехерами не общаюсь! Я видел, как ты съела борщ и котлету». Оказалось, он на всех нас обиделся за то, что мы не поддержали его выступления за права артистов и не бойкотировали обед. А на меня как на старую подругу Витя обиделся больше всех. Два месяца я потом к нему подлизывалась.

В спектакле "Женитьба Фигаро" с Натальей Лыжиной



…На премьере спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» мы с Палычем стояли перед большим зеркалом около выхода на сцену. На мне было красное платье со стоячим воротником и на голове – кокетливая светлая челочка. Я шутливо сказала своему другу детства: «С этим воротником и этой челочкой я похожа на Янину Жеймо в роли Золушки!» Палыч в одно касание ответил: «Нет-нет, на Раневскую в роли Мачехи…»

Наталья Синельникова, заведующая труппой Театра на Васильевском

…В голодные 90-е годы, когда у всех были большие финансовые проблемы, мы поехали на гастроли в Приозерск. Стояла золотая осень. Есть практически было нечего. В день мы играли по два спектакля – утреннюю сказку и вечерний спектакль для взрослых. В один из дней, когда Палыч и его коллега Сергей Лысов были заняты только в утреннем «бестселлере» нашего театра, «Приключениях Кота Леопольда», они, отыграв представление, отправились в лес по грибы. В качестве помощника режиссера я поехала проводить вечерний спектакль. Поздно вечером, возвращаясь, я увидела сидящего на ступеньках гостиницы Палыча, который встречал меня, всматриваясь в темноту своими огромными голубыми глазами. Я вышла из автобуса, и они с Сережей Лысовым сообщили мне, что в гостиничном номере меня ждет грибной суп. И братские 50 граммов.

В спектакле "Таня-Таня"



…Однажды мы поехали на гастроли в Челябинск со спектаклем «Таня-Таня». После приема в Доме актера у нас были намечены посиделки у одного из артистов – Валеры Долинина. В какой-то момент азартный Валера решил поехать в казино… Все стали его удерживать, а Палыч заинтересованно спросил: «Валер, а сколько стоит вход?» – «Неважно, Палыч, я оплачу». «А выпить там можно?» – «Да можно, Палыч, я плачу!» «А дресс-код какой?» – «Да неважно, Палыч, любой». «Так ночь на дворе, как ты поедешь?» – «Да на такси, Палыч, на такси…» Палыч удалился на две минуты, вернулся в белой рубашке и парадном галстуке, блеснул голубыми глазами и громко сказал: «Поехали, Валера, я друзей в беде не бросаю!»

Татьяна Башлакова, актриса Театра на Васильевском


…Как-то на спектакле «Трудные люди, или Еврейское сватовство» к нам на сцену вышел зритель и уселся между нами. Я сидела спиной, а когда повернулась – обомлела. Палыч меня спрашивает: «Это к вам?» А у меня шок, я как-то неопределенно покачала головой. Тогда Палыч не растерялся и произнес: «Это, наверное, к соседям» – и с необычайной для его телосложения силой схватил непрошенного гостя и вывел со сцены. Вот эта способность не растеряться в трудный момент, подстраховать, поддержать партнера была у него всегда.

В спектакле "Трудные люди" с Татьяной Башлаковой



…Водевиль «Любовь втроем», второй акт. Палыч по сцене должен переодеваться в женское белье: забравшись на скамейку, надевать женские чулочки. В это время во всем театре погас свет. Пока администраторы, реквизиторы и другие службы собирали по всему театру свечи, он импровизировал минут пять – и так это делал блестяще, как будто весь текст был заранее написан, выучен и много раз проговорен. Это было настолько смешно и неожиданно, что зритель просто хохотал и аплодировал после каждой реплики. Я хохотала больше зрителей, потому что для меня этот текст и всё происходящее было вдвойне неожиданным. И что было удивительно – из образа героя он не выскочил ни на секунду. Середину II акта мы отыграли при свечах, а когда дошли до танца и произнесли его название «Марусечка!», включился свет и заиграла музыка. Это было в характере Палыча: все трудности он сразу брал на себя, по-мужски.

В спектакле "Любовь втроем"



Юлия Солохина актриса Театра на Васильевском

…Палыч имел потрясающую способность «раскалывать» артистов на сцене – и я его боялась в этом смысле. Когда я пришла в театр, мне было всего 22 года, а Палычу – 45. В спектакле «Приключения кота Леопольда» они с Сергеем Лысовым играли мышек, а я – бабушку. Один момент мне нравился больше всего: по сюжету мыши, переодетые в работников санэпидемстанции, приходят к бабушке Леопольда, чтобы отыскать озверин. Они начинают «конопатить» стены, а я говорю, что пойду вздремнуть. Палыч в образе мыша должен был подойти ко мне и проверить, заснула ли я. Он подходил: «Бабушка, бабуленция, бабуля!» И вдруг Шубин на меня смотрит и говорит: «А старая-то какая-я-я!» – и меня начало колотить от смеха.

Артем Цыпин, актер Театра на Васильевском

…Однажды, когда мы были на гастролях в Выборге, то параллельно играли спектакль «Любовь втроем» в каких-то деревушках. После этого спектакля нам приходилось возвращаться домой в Петербург, а на следующий день снова ехать в Выборг. Очередная деревушка, в которую мы поехали, была расположена где-то под Выборгом, и мы уговорили водителя везти нас не в Петербург, а в Выборг, так как на утро была назначена репетиция, и очень не хотелось вставать в шесть утра. Тем более что на дворе стояла очень холодная зима. В гостинице для нас мест не было, на всем экономили, и наши старшие товарищи, Сергей Лысов и Виктор Шубин, которые были поселены в отдельных номерах, согласились нас принять. Когда нас привезли, они накрыли ужин «под водочку». Двое из нас были непьющие, а мой товарищ и Витя Шубин выпивали. Мы приехали замерзшие, усталые. Часика в два решили расходиться: утром же репетиция. Нам дали дополнительные раскладушки. Кто-то должен был пойти со своей раскладушкой к Палычу, а кто-то – остаться у Лысова. Мне «выпал» Сережа Лысов, а мой товарищ Денис пошел к Палычу. Утром мы встретились на репетиции, а на Денисе вообще лица нет… Я спросил у него, выспался ли он: «Выспался? Как я мог выспаться, если Палыч до семи утра рассказывал мне свою концепцию пьесы "На дне"!!!».

В спектакле "Курс лечения" с Дмитрием Воробьевым



…Однажды на гастролях в Минске мы собрались на озера искупаться, но утром никто не захотел вставать. Кроме нас с Виктором Павловичем. Я испугался, что нам вдвоем будет скучно, мы были на «вы», я стеснялся, – а это был мой первый год работы в театре. Думал, что день будет трудный, искал темы для разговора, готовился. Но Виктор Павлович, видимо, почувствовав мой зажим, взял инициативу в свои руки. Там, на берегу, были рыбаки, я признался, что в этом совершенно не разбираюсь, и он завелся на весь день, объясняя мне, что такое рыбалка, охота, как он «ходил на зайца» – очень аппетитно рассказывал. Впрочем, так он рассказывал обо всем: когда заговаривал про шашлыки, у всех прямо слюнки текли. Постепенно я начал его узнавать и понял, что он очень азартный человек во всем, что касается природы. Он умел отдыхать, прекрасно готовил, он очень любил жизнь.

Подготовила Светлана Володина
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях