30 сентября заслуженному артисту России Виктору Шубину исполнилось бы 65 лет. До этой даты он не дожил чуть более двух месяцев. Умер в межсезонье, летом, в июле. По причинам, которые здесь не место обсуждать, родственники «забыли» позвать на похороны тех, кто был артисту в последние годы по-настоящему близок, – его друзей, коллег. Артисты Театра на Васильевском узнали об утрате только на сборе труппы в сентябре. Сегодня они собрались на могиле Виктора Павловича, на Смоленском кладбище. Чтобы вспомнить.
Виктор Шубин родился в Ленинграде, учился в судостроительном техникуме, играл в пионерском Театре им. Павлика Морозова у знаменитого педагога Владимира Поболя, где и познакомился со своими будущими коллегами Владимиром Особиком, Еленой Рахленко, Владиславом Пази, Юрием Овсянко. Работал слесарем, чертежником, служил в армии, учился в ЛГИТМиКе, ГИТИСе, Кемеровском институте культуры, с 1964 года служил актером в разных театрах: в Красноярске, Ижевске, Кемерове, Омске, Пскове… Играл главные и характерные роли: Д’Артаньяна, Герострата, Бусыгина, Мурзавецкого, Теркина – за эту роль был выдвинут на соискание Государственной премии. Когда, устав от разъездов, Виктор Павлович вернулся в Ленинград, то был принят в труппу Молодежного театра, работал с режиссерами Малыщицким и Падве, сыграл Рыбака в «Сотникове», Де Гиша в «Сирано де Бержераке», Рылеева в легендарном спектакле «100 братьев Бестужевых» и другие роли. Кроме того, он был завсегдатаем театральных капустников и одним из главных шутников на них.
В Театре на Васильевском Виктор Шубин прослужил последние 20 лет. Легендой старожилов театра останутся его роли в детских спектаклях – Мышь в «Приключениях кота Леопольда», Снеговичок в спектакле «А Снеговик ничего не понял…», сочиненном актерами театра специально «на Витю Шубина». Из незабываемых образов – Дергачев в «Последней жертве», Авенир Николаевич в «Моем загляденье», Базиль в «Женитьбе Фигаро», Лейзер в «Еврейском сватовстве», Голова в «Ночи перед Рождеством», Клуд и Нежданов в одном из первых спектаклей театра «Любовь втроем». Легендами города останутся его дядя Ваня в знаменитой «Тане-Тане», господин Йович в спектакле «Саранча».
Виктор Шубин много снимался в кино. Он и есть тот самый сержант Егоров из знаменитого «Сына полка», дедушка из сериала «Вовочка», дядя Гриша из «Русских страшилок», майор милиции из «Золушки в сапогах». Но он умел не только создавать образы на сцене. Он делал замечательную мебель, любил играть в теннис, удить рыбу, ходить на лыжах, умел слушать людей, умел дружить. Еще он был однолюбом, порядочным, доверчивым и добрым человеком. И главное – веселым.
Накануне 65-летия актера его друзья и коллеги вспоминают показательные истории, связанные с любимым Палычем.
Елена Рахленко, актриса Театра на Васильевском
…Мы с Палычем знакомы были еще с детства, по пионерскому Театру им. Павлика Морозова. Когда я пришла в Театр сатиры, Витя очень опекунски ко мне относился. Но однажды наши отношения чуть не прервались на всю жизнь. Палыч был человеком очень принципиальным и всегда защищал права артистов. Однажды со спектаклем «Безумный день, или Женитьба Фигаро» мы поехали в Усть-Нарву. Я, с разрешения администрации, взяла с собой в поездку свою очень близкую подругу. Это была изумительная поездка: природа, белоснежные пейзажи… Играли на прекрасных площадках. 13 января мы сговорились отметить Старый Новый год. Палыч был невероятным кудесником по шашлыкам: на всех гастролях он приглашал нас куда-нибудь в живописное место и угощал шашлыками. Чтобы мариновать мясо, он везде возил с собой пластмассовое ведро. И в эту поездку ведро тоже ехало с ним. Однако ситуация осложнилась тем, что Палыч повздорил с администратором из-за суточных. Он считал, что артист имеет право получить все суточные целиком и распорядиться ими по своему усмотрению, а администратор сказал, что часть наших суточных будут потрачены на централизованные горячие обеды. Когда мы приехали в Усть-Нарву, нас там ждали накрытые столы, и, разумеется, мы уселись обедать. Потом я отправилась на прогулку, а вернувшись, обнаружила коллег в гостиничном фойе, нахохлившихся. Спросила, отдали ли они Палычу деньги на шашлыки? И они мне сообщили, что шашлыки отменяются, Палыч денег не принимает. На правах старой подруги я постучалась в его номер. В ответ – тишина. Стучу с настойчивостью еще раз и через дверь говорю, что это я, Лена Рахленко. Дверь открывается, и на пороге стоит хмурый небритый Палыч. «Я, – говорю, – деньги принесла на шашлыки». «Шашлыков не будет – я со штрейкбрехерами не общаюсь! Я видел, как ты съела борщ и котлету». Оказалось, он на всех нас обиделся за то, что мы не поддержали его выступления за права артистов и не бойкотировали обед. А на меня как на старую подругу Витя обиделся больше всех. Два месяца я потом к нему подлизывалась.
…На премьере спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» мы с Палычем стояли перед большим зеркалом около выхода на сцену. На мне было красное платье со стоячим воротником и на голове – кокетливая светлая челочка. Я шутливо сказала своему другу детства: «С этим воротником и этой челочкой я похожа на Янину Жеймо в роли Золушки!» Палыч в одно касание ответил: «Нет-нет, на Раневскую в роли Мачехи…»
Наталья Синельникова, заведующая труппой Театра на Васильевском
…В голодные 90-е годы, когда у всех были большие финансовые проблемы, мы поехали на гастроли в Приозерск. Стояла золотая осень. Есть практически было нечего. В день мы играли по два спектакля – утреннюю сказку и вечерний спектакль для взрослых. В один из дней, когда Палыч и его коллега Сергей Лысов были заняты только в утреннем «бестселлере» нашего театра, «Приключениях Кота Леопольда», они, отыграв представление, отправились в лес по грибы. В качестве помощника режиссера я поехала проводить вечерний спектакль. Поздно вечером, возвращаясь, я увидела сидящего на ступеньках гостиницы Палыча, который встречал меня, всматриваясь в темноту своими огромными голубыми глазами. Я вышла из автобуса, и они с Сережей Лысовым сообщили мне, что в гостиничном номере меня ждет грибной суп. И братские 50 граммов.
…Однажды мы поехали на гастроли в Челябинск со спектаклем «Таня-Таня». После приема в Доме актера у нас были намечены посиделки у одного из артистов – Валеры Долинина. В какой-то момент азартный Валера решил поехать в казино… Все стали его удерживать, а Палыч заинтересованно спросил: «Валер, а сколько стоит вход?» – «Неважно, Палыч, я оплачу». «А выпить там можно?» – «Да можно, Палыч, я плачу!» «А дресс-код какой?» – «Да неважно, Палыч, любой». «Так ночь на дворе, как ты поедешь?» – «Да на такси, Палыч, на такси…» Палыч удалился на две минуты, вернулся в белой рубашке и парадном галстуке, блеснул голубыми глазами и громко сказал: «Поехали, Валера, я друзей в беде не бросаю!»
Татьяна Башлакова, актриса Театра на Васильевском
…Как-то на спектакле «Трудные люди, или Еврейское сватовство» к нам на сцену вышел зритель и уселся между нами. Я сидела спиной, а когда повернулась – обомлела. Палыч меня спрашивает: «Это к вам?» А у меня шок, я как-то неопределенно покачала головой. Тогда Палыч не растерялся и произнес: «Это, наверное, к соседям» – и с необычайной для его телосложения силой схватил непрошенного гостя и вывел со сцены. Вот эта способность не растеряться в трудный момент, подстраховать, поддержать партнера была у него всегда.
…Водевиль «Любовь втроем», второй акт. Палыч по сцене должен переодеваться в женское белье: забравшись на скамейку, надевать женские чулочки. В это время во всем театре погас свет. Пока администраторы, реквизиторы и другие службы собирали по всему театру свечи, он импровизировал минут пять – и так это делал блестяще, как будто весь текст был заранее написан, выучен и много раз проговорен. Это было настолько смешно и неожиданно, что зритель просто хохотал и аплодировал после каждой реплики. Я хохотала больше зрителей, потому что для меня этот текст и всё происходящее было вдвойне неожиданным. И что было удивительно – из образа героя он не выскочил ни на секунду. Середину II акта мы отыграли при свечах, а когда дошли до танца и произнесли его название «Марусечка!», включился свет и заиграла музыка. Это было в характере Палыча: все трудности он сразу брал на себя, по-мужски.
Юлия Солохина – актриса Театра на Васильевском
…Палыч имел потрясающую способность «раскалывать» артистов на сцене – и я его боялась в этом смысле. Когда я пришла в театр, мне было всего 22 года, а Палычу – 45. В спектакле «Приключения кота Леопольда» они с Сергеем Лысовым играли мышек, а я – бабушку. Один момент мне нравился больше всего: по сюжету мыши, переодетые в работников санэпидемстанции, приходят к бабушке Леопольда, чтобы отыскать озверин. Они начинают «конопатить» стены, а я говорю, что пойду вздремнуть. Палыч в образе мыша должен был подойти ко мне и проверить, заснула ли я. Он подходил: «Бабушка, бабуленция, бабуля!» И вдруг Шубин на меня смотрит и говорит: «А старая-то какая-я-я!» – и меня начало колотить от смеха.
Артем Цыпин, актер Театра на Васильевском
…Однажды, когда мы были на гастролях в Выборге, то параллельно играли спектакль «Любовь втроем» в каких-то деревушках. После этого спектакля нам приходилось возвращаться домой в Петербург, а на следующий день снова ехать в Выборг. Очередная деревушка, в которую мы поехали, была расположена где-то под Выборгом, и мы уговорили водителя везти нас не в Петербург, а в Выборг, так как на утро была назначена репетиция, и очень не хотелось вставать в шесть утра. Тем более что на дворе стояла очень холодная зима. В гостинице для нас мест не было, на всем экономили, и наши старшие товарищи, Сергей Лысов и Виктор Шубин, которые были поселены в отдельных номерах, согласились нас принять. Когда нас привезли, они накрыли ужин «под водочку». Двое из нас были непьющие, а мой товарищ и Витя Шубин выпивали. Мы приехали замерзшие, усталые. Часика в два решили расходиться: утром же репетиция. Нам дали дополнительные раскладушки. Кто-то должен был пойти со своей раскладушкой к Палычу, а кто-то – остаться у Лысова. Мне «выпал» Сережа Лысов, а мой товарищ Денис пошел к Палычу. Утром мы встретились на репетиции, а на Денисе вообще лица нет… Я спросил у него, выспался ли он: «Выспался? Как я мог выспаться, если Палыч до семи утра рассказывал мне свою концепцию пьесы "На дне"!!!».
…Однажды на гастролях в Минске мы собрались на озера искупаться, но утром никто не захотел вставать. Кроме нас с Виктором Павловичем. Я испугался, что нам вдвоем будет скучно, мы были на «вы», я стеснялся, – а это был мой первый год работы в театре. Думал, что день будет трудный, искал темы для разговора, готовился. Но Виктор Павлович, видимо, почувствовав мой зажим, взял инициативу в свои руки. Там, на берегу, были рыбаки, я признался, что в этом совершенно не разбираюсь, и он завелся на весь день, объясняя мне, что такое рыбалка, охота, как он «ходил на зайца» – очень аппетитно рассказывал. Впрочем, так он рассказывал обо всем: когда заговаривал про шашлыки, у всех прямо слюнки текли. Постепенно я начал его узнавать и понял, что он очень азартный человек во всем, что касается природы. Он умел отдыхать, прекрасно готовил, он очень любил жизнь.
Подготовила Светлана Володина
«Фонтанка.ру»