Конституционный суд приступил к рассмотрению дела о проверке конституционности положений закона «О статусе военнослужащих» Гражданского кодекса. По мнению заявителя, семьи военных, погибших при исполнении служебного долга, стоят в неравном положении по сравнению с родственниками тех, кто погиб или получил увечья на производстве.
Как сообщает пресс-служба КС РФ, поводом к рассмотрению дела послужил запрос Ногайского районного суда Республики Дагестан. 3 февраля 2009 года с иском о возмещении вреда и взыскании ежемесячных платежей с Министерства внутренних дел РФ в суд обратилась вдова Виктора Щеглова, который погиб в Грозном в декабре 2006 года. Боец был награжден орденом Мужества посмертно. У военнослужащего сиротами остались три несовершеннолетние дочери – 10-ти, 8-ми и 5-ти лет. Жена Щеглова также находилась на его иждивении. Суд удовлетворил иск Ирины Щегловой и обязал МВД выплачивать каждой из дочерей Щеглова ежемесячно по 7 574 рубля.
Однако Верховным судом Дагестана это решение было отменено как противоречащее сложившейся правоприменительной практике. Суд указал на то, что при отсутствии виновных действий со стороны органов внутренних дел, МВД не обязано возмещать причиненный вред в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Кроме того, членам семьи Щеглова было выплачено единовременное страховое возмещение (120 окладов месячного содержания Щеглова) и начислена пенсия по потере кормильца.
По мнению заявителя, выплата ежемесячных сумм возмещения вреда семьям погибших военнослужащих законом не предусмотрена. При этом закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве обязывает работодателя осуществлять «ежемесячные страховые выплаты» пострадавшим гражданам. И право граждан получать такие ежемесячные выплаты не зависит от вины (отсутствия вины) работодателя.
Право на получения этих выплат возникает в силу самого факта повреждения здоровья или смерти на производстве. То есть, как утверждает заявитель, система обязательного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих принципиально отличается от аналогичной системы страхования работников. И эта система ставит военнослужащих и членов их семей в худшее положение по сравнению с другими гражданами. Кроме того, согласно статье 1085 ГК РФ, при причинении гражданину увечья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок, а также дополнительные расходы (на лечение, лекарства, уход и т.д.). Статья 1089 ГК РФ устанавливает размер компенсации вреда в связи со смертью кормильца равный той доли его заработка, которую иждивенцы получали при его жизни.
В своем обращении в Конституционный суд заявитель указывает на то, что нормы Гражданского кодекса не применяются в отношении военнослужащих и членов их семей. Суды отказывают в удовлетворении требований военнослужащих о взыскании ежемесячных платежей в возмещение вреда, если не установлена вина государственных органов или должностных лиц в причинении этого вреда. Заявитель утверждает, что подобная правоприменительная практика приводит к несоразмерному ограничению прав военнослужащих, не соответствует принципам социального государства и равенства граждан, а также противоречит самой природе компенсационных выплат. Заявитель просит признать оспоренные нормы не соответствующими статьям 7, 19 и 39 Конституции РФ.