Вопрос о создании музея для находок, найденных во время раскопок на Охтинском мысу, нужно решить как можно быстрее. А проект строительства «Охта центра» - достойный повод для того, чтобы привести в порядок всю инфраструктуру города. Такие мысли прозвучали на минувшей неделе во время выездного заседания Общественного совета Санкт-Петербурга, состоявшегося прямо на строительной площадке ОДЦ «Охта».
Археологические раскопки на Охтинском мысу приближаются к завершению. Специалистами Института истории материальной культуры РАН исследованы остатки корабельных верфей XIX века (Охтинская верфь), участок могильника эпохи Средневековья — Нового времени, участки рвов и фрагменты фортификационных сооружений Карлова, Старого, Мертвого бастионов и южного равелина крепости Ниеншанц. Зафиксированы отдельные участки внутреннего и внешнего рвов крепости Ландскрона.
Обширные раскопки повлекли за собой не менее обширные проблемы — во время исследований было обнаружено более 200 тысяч находок, которые надо где-то хранить. «По закону мы можем держать их у себя и изучать не больше трех лет, - пояснила руководитель Охтинской археологической экспедиции ИИМК РАН Наталья Соловьева. - А потом мы должны будем передать их музею. Поэтому вопрос с выбором места, где они будут экспонироваться, и какие именно из найденных нами артефактов подлежат музеефикации, хорошо бы уже начинать решать».
Со словами археолога согласились все члены Общественного совета, однако окончательного решения у этого вопроса пока нет. Исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков напомнил, что в нижних этажах будущего здания «Охта центра» предусмотрено место под музейные экспозиции, и концепция размещения там экспонатов сейчас как раз прорабатывается. Немного повздыхав о том, что от крепостей не осталось практически ничего, и с мечтой об археологическом заповеднике под открытым небом приходится проститься, совет счел идею разместить находки в будущей башне наилучшим вариантом. Правда, с одним небольшим дополнением.
Член Общественного совета Игорь Соболевский счел, что хорошо бы предоставить петербуржцам возможность увидеть своими глазами все обнаруженные археологами артефакты еще до того, как будет принято решение о том, каким будет музей в будущем «Охта центре». «Я думаю, что можно создать какую-нибудь подобную обширную выставку», - заметил он. Предложение было принято благосклонно, и, позднее, председатель Общественного совета, директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров заявил корреспонденту «Фонтанки», что ему идея Соболевского нравится, и в ближайшее время он постарается решить вопрос с местом размещения будущей экспозиции.
Кроме археологических проблем, обсудили на совете и транспортную ситуацию. По словам Александра Бобкова, уже разработана концепция по развитию транспортной инфраструктуры прилегающей к комплексу территории - потребность в решении транспортного вопроса была очевидна на самом первом этапе создания «Охта центра». Подготовленный ОДЦ «Охта» совместно со Смольным проект был утвержден две недели назад на экспертном техническом совете КБДХ.
Концепция включает в себя помимо развития набережной, прилегающей к Неве, многоуровневую транспортную развязку с выездом на Большеохтинский мост. Предполагается создание транспортного тоннеля под Красногвардейской площадью и формирование новой набережной Большой Охты, которая соединит набережную Большой Невы с улицами Шалая, Якорной и Среднеохтинским проспектом. В соответствии с Генпланом Петербурга должна быть «пробита» улица Помяловского и продлен проспект Металлистов с выездом на КАД.
Членам совета проект понравился. Однако Владимир Ходырев, президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Научно-промышленная организация «Тетраполис», проявил к нему здоровое недоверие. «Я хочу, чтобы мои специалисты посмотрели его и проверили все расчеты», - заявил он и, заручившись согласием Бобкова, добавил: «Я верю, что узел Красногвардейской площади «расшить» получится, но у нас остаются нерешенными проблемы рядом. Куда пойдут все эти потоки, после всех построенных замечательных развязок? Они встанут на соседних улицах».
«У нас весь город «расшивать» надо. Я хочу проанализировать концепцию, а потом обратиться в КБДХ или даже к губернатору, чтобы по аналогичной схеме разработали наконец стратегический план развития всей транспортной инфраструктуры города — чтобы совместить и железные дороги, и автомобильные трассы, и водные маршруты, - пояснил Ходырев. - Будем надеяться, что проект «Охта центра» послужит толчком для решения наболевшей проблемы».