Сотовые компании и другие операторы связи ежегодно уплачивают десятки миллионов рублей штрафов за различные проступки. Нарушениями признаются как ущемление прав абонентов, так и обычные ошибки в оформлении документов, не наносящие кому-либо вреда. Зачастую сами надзорные или даже правоохранительные органы фактически провоцируют нарушения, налагая за них внушительный штраф.
Всего в минувшем году Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) наложила на операторов связи более 10 тысяч административных штрафов. Только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области чиновники выявили более 400 нарушений. Но чаще всего сотовые компании страдают из-за чужих ошибок или даже «подстав».
Проанализировав судебную практику за этот год, журналист «Фонтанки» не обнаружил среди выявленных Роскомнадзором нарушений, имеющих существенное значение для абонентов. Большинство штрафов (каждый в сумме от 30 до 40 тысяч рублей) налагалось за частные проступки. Например, ОАО «Северо-Западный Телеком» чиновники уличили в нарушении правил доставки телеграмм: не проверив паспорт, почтальон вручил послание проживающему вместе с адресатом человеку, который представился его братом. А ФГУП «Почта России» оштрафовали за нарушение нормативов сбора писем из почтовых ящиков (на один день) и контрольных сроков доставки корреспонденции внутри Санкт-Петербурга. Один из операторов местной телефонной связи вынужден был заплатить 30 тысяч рублей за то, что в бесплатной справочной службе абоненту не предоставили номера телефонов местной торгово-промышленной палаты и т.д.
Мертвые души
Самое распространенное нарушение, которое вменяют операторам мобильной связи, – неправильное ведение баз данных абонентов. В них чиновники выявляют граждан, которые реально не существуют. Удивление вызывают два аспекта: практически всегда «мертвые души» подключаются не в офисах оператора, а через дилеров, продающих «симки» на улице, на рынках и т.д. Кроме того, проверяющие почти мгновенно выявляют ошибки, т.е. точно знают, кого искать.
Иногда надзорные ведомства сами провоцируют нарушения, чтобы выяснить степень законопослушности бизнеса. Например, как указано в одном из протоколов, «в ходе проверочной закупки сотрудник Управления ФСБ России в дилерской торговой точке ОАО «МТС» под видом покупателя приобрел без предъявления документов, удостоверяющих личность, не заключая абонентских договоров, три номера сотовой сети ...». Продажей занимались частные дилеры, которые вписали в контракты вымышленные имена и их паспортные данные. Сотовый оператор был оштрафован на 30 тысяч рублей за «осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». За такие же проступки были наказаны и другие компании «большой тройки» – «Мегафон» и «Билайн».
Сами сотовики именуют нарушения со стороны дилеров «фродом» и заявляют о принимаемых против недобросовестных партнеров мерах: «В июле этого года общая сумма штрафов за подготовку контрактов с неправильно оформленными или отсутствующими паспортными данными достигла 6 млн рублей, – отмечает Ирина Осадчая, пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы». – В последнее время, благодаря реализуемой программе по борьбе с дилерским фродом, уровень таких подключений существенно снизился. У нас действует строгая политика по работе с дилерами, регламентирующая взаимодействие их с абонентами при оформлении контракта. В случае выявления нарушений в оформлении контракта к дилеру применяются жесткие штрафные санкции, вплоть до расторжения договора».
Аналогичной позиции придерживаются и в «СкайЛинке». «Действующая система активации контрактов не позволяет воспользоваться услугами связи без внесения паспортных данных абонента. При работе с агентами во всех договорах предусмотрена ответственность за предоставление некорректных паспортных данных абонента – вплоть до прекращения сотрудничества», – пояснили в пресс-службе компании. В TELE2 журналисту «Фонтанки» рассказали, что инциденты, связанные с подключением без паспорта, отсутствуют.
Язык до штрафа доведет
Сотовые компании стремятся исправлять выявленные нарушения. Так, теперь абоненты «Мегафона» могут бесплатно получить ежемесячный счет с указанием не только стоимости, но и объема оказанных услуг (минут местной или междугородной связи, количество отправленных SMS-сообщений, объем трафика GPRS и т.д.). Хотя еще в июле юристы оператора отрицали, что вообще обязаны выдавать абонентам какие-либо счета. Ситуация изменилась после предписания Роскомнадзора, хотя окончательное судебное решение по этому делу еще не принято.
«Иногда проверки контролирующих организаций инициируются клиентами, заинтересованными в повышении качества услуг оператора, – поясняет Людмила Чехова, менеджер по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон». – Мы, в свою очередь, сожалеем, что они обращаются не напрямую к нам: наша компания всегда внимательно изучает все обращения и делает все возможное, чтобы удовлетворить требование клиента, если оно обосновано. Жалоба – это подарок для компании, т.к. мы понимаем проблемную сферу и работаем в этом направлении».
Некоторые претензии можно считать придирками. Например, чиновники сочли незаконным использование «Мегафоном» латиницы в SMS-сообщениях о состоянии лицевого счета, так как в России можно писать только по-русски. Ссылка оператора на то, что понятие «русский язык» шире, чем «русский алфавит», суд отверг: «Русский алфавит состоит исключительно из букв кириллицы и не предполагает возможность использования иных графических символов, применение которых противоречило бы смыслу русского алфавита и привело бы к разрушению института русского языка», – заключил арбитраж, наложив на компанию штраф в 30 тысяч рублей.
Но иногда абоненты предъявляют компании формально обоснованные претензии. Например, гражданин Кравченко был отключен за нарушение условий договора: «Мегафон» уличил абонента в попытке извлечения выгоды – с помощью автодозвона он совершал вызовы на свой же номер в сети TELE2 в Ростовской области и, используя услугу «Копилка», получал бонусы за входящие звонки. Суммарно абонент «проговорил» 22 часа, заработав более 400 рублей. Чиновники Роскомнадзора и суд не нашли в действиях гражданина вины, а вот сотового оператора уличили в нарушении закона. «Участие абонента в акциях, проводимых иными операторами связи, не является законным основанием для приостановления оказания ему услуг связи, предусмотренных выданной обществу лицензией. Тот факт, что абонентский номер оператора связи ТЕЛЕ2 оформлен на того же абонента, а равно и продолжительность (количество) осуществляемых им исходящих вызовов в рассматриваемом случае не имеет правового значения для данной спорной ситуации», – заключил арбитраж.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру