Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Почему растут цены на бензин

Почему растут цены на бензин

211

С начала июля начали расти цены на бензин на петербургских заправках. По данным информационного агентства «Аи92», в июле цены на бензин в Петербурге повысились в среднем: Аи-80 – на 45 копеек, Аи-92 – на 70 копеек, Аи-95 – на 70 копеек, Аи-98 – на 60 копеек, ДТ – на 40 копеек за литр. «Водитель Петербурга» попытался разобраться, почему это происходит и что будет дальше.

Формирование цен на розничном рынке топливные операторы напрямую связывают с оптовыми ценами, на которые в свою очередь существенное влияние оказывает мировая конъюнктура рынка и внутренняя политика в области ценообразования. При этом существует примерно месячная задержка в реакции рынка на изменение оптовых цен, как в случае их увеличения, так и уменьшения.

По данным ИА «Кортес», спотовые цены на бензины Регуляр-92 и Премиум-95 достигли максимального уровня в 2010 году как раз в конце июня. Цены на основные марки бензинов в этот период повысились на 1,1 - 1,7%, летнее дизельное топливо подорожало на 3,5%. Спрос на автобензин объясняется в основном сезонным ростом потребления. И этот сезонно «сильный» спрос играл не последнюю роль в росте цен на высокооктановый бензин, подорожавший в большинстве регионов России.

Помимо влияния оптовых цен цены меняются в соответствии с уровнем инфляции, которая, по данным Росстата, в первом полугодии 2010 года в РФ составила 4,4%. Тем не менее, темпы роста средних цен на бензин всегда меньше, чем уровень инфляции.

Также на стоимость моторного топлива в России влияет привязка к мировым ценам через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В формуле расчета НДПИ заложен курс рубля относительно доллара и стоимости нефти на мировом рынке. Соответственно, рост мировых цен на нефть увеличивает ставку НДПИ, которую нефтяные компании компенсируют, перекладывая налоговую нагрузку на водителей.

Всего в стоимость литра топлива включено: 26,4% - НДПИ, 15,4% - НДС, 11,9% - акциз, 5,3% - налог на прибыль, 16,8% - расходы топливного оператора на транспорт и маркетинг, 6,6% - себестоимость добычи нефти. Понятно, что на цене нефтепродуктов также сказываются повышение тарифов естественных монополий и рост заработных плат сотрудникам.

Однако помимо объективных причин роста цен на бензин есть еще один весомый фактор влияния. Все вышеописанные затраты касаются только легально работающих на рынке компаний, которые платят акцизы, страхуют свою ответственность перед потребителем, тратят средства на соответствие Техрегламенту по бензинам, регулярно проверяются со стороны федеральных контролирующих органов. А есть нелегальные заправки - розлив с бензовозов на трассах и модульные АЗС, установленные на территориях предприятий без необходимых согласований, которые никем не контролируются и никаких затрат не несут. Нелегальный сектор оттягивает обороты легальных станций.

В топливных компаниях давно говорят о четком расслоении рынка в Петербурге на легальный и нелегальный сектора. У второго нет никаких согласований, отсутствует фискальный регистратор, документы о госпроверке топливораздаточных колонок, документы, предусмотренные правилами технической эксплуатации АЗС, пожарная сигнализация, не проведены мероприятия по предотвращению разлива нефтепродуктов и т.д. То есть нарушен немалый список требований, разрешающих безопасную эксплуатацию автозаправочных станций. Удивительно, но «состава преступления» контролирующие органы в этих действиях не видят, пресекать незаконную экономическую деятельность не считают возможным.

Такое разделение рынка в среднем на 15% снижает торговый оборот. Соответственно, легальные компании вынуждены увеличивать себестоимость розлива одного литра. Если бы такого разделения рынка не было, можно предположить, что цены на АЗС в Петербурге могли бы быть на 50 - 80 копеек ниже, чем есть сейчас.

Не способствуют снижению цен и регулярные санкции в виде существенных оборотных штрафов Федеральной антимонопольной службы, предъявляемые нефтяным компаниям. Так, ФАС оштрафовала почти все ведущие (кроме «Сургутнефтегаза» - основного поставщика топлива на Северо-Запад) нефтяные компании: «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Газпром нефть». Недавно Высший арбитражный суд (ВАС) отказался отменить наложенный на ТНК-ВР штраф в размере 1,1 млрд рублей. Это решение президиума ВАС стало прецедентным для других дел против «большой четверки» нефтяников, по которым им начислены штрафы еще на 25 млрд рублей. На очереди рассмотрение иска «Роснефти», которую в 2008 году ФАС оштрафовала на 5,28 млрд руб. за завышение оптовых цен на нефтепродукты.

Вместе с тем сейчас участники рынка АЗС отмечают падение оборотов своих станций. Они связывают это с приходом в Петербург новых игроков, которые строят новые АЗС.

Рынок реагирует на все эти факторы, пытаясь не потерять своей доходности. Поэтому ожидать снижения цен на бензин автомобилистам не приходится.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях