Организовавшие путешествие туристические компании не должны нести ответственность за качество дополнительных услуг (экскурсии и т.д.), которые турист самостоятельно заказал за границей. Даже если их продавцом был принимающий оператор – партнер российской турфирмы.
Такое разъяснение распространила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
По закону в договоре должны быть четко прописаны услуги (проживание, проезд, трансфер, экскурсии и т.д.), входящие в туристский продукт (путевку). Поэтому все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и других услуг, изначально не входивших в туристический продукт и которые были оплачены ими дополнительно к его цене, должны рассматриваться как иные сделки. Причем стороной по ним соответствующий российский туроператор являться не будет.
Как отмечается в подписанных главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко разъяснениях, на практике предложения приобрести ту или иную дополнительную по отношению к турпакету услугу довольно часто исходят от представителей самих туроператоров за рубежом. При этом оплата таких услуг, как правило, происходит в иностранной валюте. «В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить такую работу или оказать услугу», – констатирует Геннадий Онищенко.
Также разъясняется вопрос оформления выезжающим за границу российским туристам полиса медицинского страхования. С одной стороны, любая страховка носит добровольный характер. В то же время наличие полиса является обязательным условием получения визы и въезда в страны Шенгенского союза, а также Израиль и ряд других государств. Поэтому Роспотребнадзор отмечает, что предложение со стороны туроператора (турагента) по заключению соответствующего договора страхования, при надлежащем его оформлении, как правило, не должно рассматриваться как навязывание дополнительных платных услуг.
«Даже если наличие полиса не является обязательным условием въезда в страну, медицинская страховка служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на безопасность услуг», – констатирует Роспотребнадзор.