Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Эксперты О литературе с Виктором Топоровым: Цена дареного коня (фото)

О литературе с Виктором Топоровым: Цена дареного коня (фото)

462

Литературной критике стоило бы поучиться у ресторанной: напечатал рецензию – непременно приложи чек. Мол, не только посетил, осмотрелся, отведал и только потом «обозрел», но и заплатил за это из собственного кармана. И теперь ответственно советуешь читателю: сюда сходи обязательно, туда забеги, только если окажешься рядом, а вот в это заведение (или за этой книгой) – ни ногой, иначе просто-напросто выбросишь деньги на ветер.

Оно, конечно, ресторанному критику счет оплачивает редакция но вот куда пойти покушать и на что потратить редакционные деньги, он решает сам: а значит, оказывается практически в том же положении, что и его читатель. Главное для него не позволить себе угоститься за счет заведения; иначе вместо критики у него получится скрытая реклама. Литературному же обозревателю книжные новинки дарят писатели и присылают издательства, в магазины он, как правило, не заходит; так что выбирая, о чем писать, а о чем не писать, поневоле оказывается в конюшне, в которой все кони дареные, а ведь дареному коню в зубы, как известно, не смотрят... А если и смотрят, то вежливо помалкивая об увиденном.

Таков был мой первый тезис в ходе дискуссии о влиянии литературной критики на продажи книг а точнее, об отсутствии, за редчайшими исключениями, прямой связи между валом восторженных рецензий и числом проданных экземпляров того или иного произведения. Дискуссия прошла в рамках V Московского международного открытого книжного фестиваля (11-14 июня 2010). Второй тезис звучал так: да, критика, увы, и впрямь не воздействует на продажи напрямую, но это отнюдь не означает, будто она лишена опосредованного влияния. То есть влияет она на литературную ситуацию напрямую, а на читательскую судьбу того или иного автора (произведения) опосредованно.



Поясню эту мысль на примере двух книг, мне как раз подаренных, причем прямо там, на ярмарке. Первая из них «Goetterdaemmerung», практически полное собрание стихотворений Всеволода Емелина. Чуть меньше года назад я опубликовал статью «Первый поэт Москвы» (о книге Емелина «Челобитные»), вызвавшую бурную дискуссию, по итогам которой помощник плотника в одной из столичных церквей и вечный аутсайдер, чтобы не сказать изгой поэтически-премиального процесса, победоносно, хотя и не безоговорочно, утвердился в провозглашенном мною статусе.

И шестисотстраничные «Сумерки богов», выпущенные в авторитетном издательстве «Ad Marginem» с послесловием Захара Прилепина огромным для современной поэзии двухтысячным тиражом, серьезное тому подтверждение. А разойдутся они или нет? Полагаю, что разойдутся, да еще и допечатают их раза три-четыре.

«Челобитные», кстати, тоже были мне подарены – самим автором всё на том же фестивале, ровно год назад. Но это не опровергает тезиса о необходимости прилагать к рецензии (как минимум к положительной рецензии) чек. Потому что, впервые узнав о Емелине (и ознакомившись с образчиками творчества) из статьи Михаила Трофименкова в «Тайном советнике» лет шесть назад, я тут же приобрел его сборник у Михаила Сапеги («Красный матрос») и выложил за него честную по тому времени сотню.

Роскошно, я бы сказал, вызывающе роскошно, изданную «Избранную прозу в трех книгах» подарил мне на фестивале Владимир Шаров. Объявив этого писателя живым классиком еще двадцать без малого лет назад и как раз на примере одного из включенных в нынешний трехтомник романов (он называется «Репетиции»), я получил, естественно, свою порцию глума от влиятельных по тем временам оппонентов. Неслыханные по тону и сногсшибательные по смыслу обвинения обрушились и на самого Шарова.



Ну да они забьют, сколько смогут, а мы – сколько захотим, говорят в Бразилии... О том, что Шаров живой классик, с опозданием лет на пятнадцать сообразили наконец более-менее все. Правда, писатель он трудный, заведомо элитарный, и тираж в три тысячи, вполне сопоставимый с емелинским, представляется (особенно с оглядкой на запредельную цену издания) более чем реалистическим. Потому что таковы, к сожалению, реалии сегодняшнего дня: сложная литература не в моде.

Расскажу и о третьей книге – хотя бы затем, чтобы снизить градус саморекламы. Расскажу в доказательство опосредованного влияния критики на литературную ситуацию. Речь пойдет о только что изданной поэтической антологии «Аничков мост (Современные поэты о Петербурге)»; к разговору о стихах, включенных в антологию (и, увы, не включенных), я еще, возможно, вернусь, но в контексте сегодняшней темы интересней другое.

Пару лет назад вышел сборник «Петербургская поэтическая формация» с двумя предисловиями (моим и Дмитрия Быкова), возмутившими едва ли не всех участников антологии. Быков разбирал конкретные стихи, я анализировал общую ситуацию – и особенно оскорбил поэтов, естественно, мой анализ. Зарекшись от дальнейшего сотрудничества с проштрафившимся издательством «Лимбус Пресс» (успевшим меж тем выпустить поэтические сборники Эдуарда Лимонова, Евгения Мякишева и Лины Лом), поэты решили впредь издавать себя сами.



То есть им этого наверняка хотелось и раньше, но их отпугивали организационные трудности. И вот мое предисловие (ну и, во вторую очередь, быковское) распалило их настолько, что они во главе с составительницей «Аничкова моста» Галиной Илюхиной (она и презентовала мне антологию) решительно перешли от слов к делу. И не собираются останавливаться на достигнутом: «Аничков мост» только первая из целой серии задуманных антологий. Тираж, опять-таки реалистический, пятьсот экземпляров.

На примере этих трех подарков – двух московских и одного питерского – мне, надеюсь, удалось показать, как именно воздействует на ситуацию (а опосредованно – и на книжные продажи) литературный критик.

В завершение подчеркну, что лучшие подарки критик, подобно рядовому читателю, делает себе сам – в книжном магазине. Вот только цена таких подарков, бывает, зашкаливает.

Виктор Топоров
«Фонтанка.ру»

О других новостях в области литературы читайте в рубрике «Книги»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях