На фестивале «Звезды белых ночей» в Концертном зале Мариинского театра под управлением своего главного дирижера Мюнг Ван Чунга выступил Сеульский филармонический оркестр. Более бесспорного симфонического вечера в Петербурге не случалось уже очень давно – концерт завершился объятиями музыкантов на сцене и десятиминутной стоячей овацией в зале.
Главный сюжет нынешних «Звезд белых ночей» – оркестровая «дуэль на троих» между Сеульским филармоническим оркестром, Оркестром Симона Боливара и Венскими филармониками. Нетрудно заметить, что в этом симфоническом клинче сходятся не только и не столько конкретные исполнительские коллективы, сколько представляющие их стороны света вместе с соответствующими культурными стратегиями. Заочно представители восточной сборной казались явными аутсайдерами соревнования. Но после проведенной накануне генеральной репетиции на столичном Фестивале симфонических оркестров мира Сеульский филармонический выдал в Петербурге сильнейший концерт. И теперь оркестрам из Венесуэлы и Австрии придется очень сильно постараться, чтобы обыграть своих корейских конкурентов.
Героем вечера стал главный дирижер Сеульского филармонического Мюнг Ван Чунг, имя которого в России вот уже три с лишним десятка лет вызывает у знатоков приступ восторженных воспоминаний о Конкурсе имени Чайковского 1974 года: любимец московской публики тогда взял «серебро». С тех пор рано перебравшийся на Запад пианист успел покорить мир в своем амплуа и переквалифицироваться в дирижеры. На сегодняшний день Чунг принадлежит к числу самых влиятельных маэстро мира, причем карьера особенно задалась у него во Франции – в 80-е он руководил Парижской национальной оперой и вот уже одиннадцатый год занимает пост главного дирижера Филармонического оркестра французского радио. Чунг является и одним из главных на планете авторитетов в интерпретации французской симфонической музыки. Неслучайно именно она легла в основу петербургской программы Сеульского филармонического, органично вписавшись в галломанию нынешних «Звезд белых ночей».
Пять лет назад Мюнг Ван Чунг возглавил главный корейский оркестр с намерением вывести коллектив на качественно новый уровень. Трудно судить, каким Сеульский филармонический был до воцарения Чунга, – на музыкальной карте мира столица Южной Кореи до сих пор не значилась одним из симфонических центров. Но именно что до сих пор. Перед петербургской публикой предстал оркестр не просто высококлассный – такое в принципе для западных и восточных симфонических институтов не редкость, – но обладающий «лица необщим выраженьем». Кто-то из критиков московского выступления корейцев попал в самую точку, сравнив Сеульский филармонический с тяжелым, но стремительно летящим пушечным ядром. Наиболее представительно оркестр показался в Скрипичном концерте живущей в Берлине и работающей в традиции европейского авангарда кореянки Ын Сук Чин, одной из самых известных и умелых учениц мэтра музыки ХХ века Дьердя Лигети. От своего наставника Чин переняла вкус к предельной изощренности симфонического письма – для оркестра партитура ее концерта не менее трудна, чем для солиста (неистовая скрипачка Вивиан Хагнер). Весомость, основательность, целеустремленность и снайперская техническая точность сочеталась в игре сеульцев с полетной легкостью артикуляции и динамической ясностью.
«Море» Дебюсси и «Забытые приношения» Оливье Мессиана поразили прежде всего идеальным балансом оркестровых групп: блестящие медь и дерево не перетягивали на себя внимания, струнные не подавляли количественной звуковой мощью, выдавая очень внятный и, скорее, графично-жесткий, нежели импрессионистски-чувственный звук. Стержневое свойство игры корейских музыкантов – необыкновенная рельефность, драматургически выверенное единство звуковых неровностей, выпуклостей и впадин.
Предводитель Сеульского филармонического давно оставил фортепианную карьеру, но сегодня за пультом привлекает ровно тем же, чем тридцать лет назад за роялем: союзом типично восточной железной воли с ориентальной гибкостью и какой-то животной пластичностью музыкального жеста. При этом структурное совершенство отделки формы значит для Мюнг Ван Чунга куда больше, чем внешняя декоративность. Концептуально ключевой оказалась трактовка равелевского «Вальса»: корейские музыканты сознательно проигнорировали программные для сочинения гибельность и сладостное символистское тление, сыграв последний номер программы не про идущую ко дну европейскую империю, а про торжество культуры, базирующейся на интеллектуальной мощи, – в частности, культуры ансамблевого музицирования.
Дмитрий Ренанский,
«Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба Мариинского театра (В.Барановский).
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»