Все-таки когда экспозицию делают люди театра, это заметно. Выставка Музея театрального и музыкального искусства «Мона Лиза русского балета», посвященная Галине Улановой, выстроена как маленький спектакль.
Мир Улановой предстает перед нами необыкновенно интимным. Но не сразу: в первом зале выставлены большей частью эскизы декораций и костюмов к главным ее балетам, в том числе эскизы Петра Вильямса к легендарной постановке «Ромео и Джульетты»; а вот во втором зале показана вся ее жизнь, причем в контексте времени. Экспозиция проста: в четырех углах зала в стеклянных кубах – личные вещи балерины, по стенам – рисунки и фотографии. Но какие! Воздух эпохи, долгота человеческой жизни и ее краткость, масштабы жизни творческой – всё это удалось передать авторам выставки.
Здесь есть личные вещи – от заласканного до дыр тряпичного медведя, ее детской игрушки, до миниатюрных модельных туфелек; есть фотографии, и не только в ролях – вот, например, красный уголок Ленинградского театрального училища, 1927 год: балетные дети идеологически выдержанно сгрудились под бюстом Ильича с шахматами и журналами в руках. Вот костюмы; пачка Лебедя – из тарлатана, словно накрахмаленная марля. Есть и реликвии, соединяющие Уланову с легендарным прошлым: принадлежавшие ей веер Анны Павловой, кошелечек Тальони. Наконец, особое место занимает в экспозиции карандашный поясной портрет работы Альтмана, выставленный едва ли не впервые. Он тонок и прост: руки в ракурсе, голова склонена; лицо же едва намечено, а прорисованы лишь глаза – умные и отрешенные.
А Моной Лизой Уланову назвал балетмейстер Федор Лопухов.
Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»
Фото любезно предоставлены Музеем театрального и музыкального искусства.
О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»