Определены перевозчики, которые будут возить петербуржцев по водным пассажирским маршрутам. На четыре транспортные линии претендуют только четыре участника рынка — каждый на одну из трасс. И, хотя окончательные итоги конкурса станут известны только к седьмому апреля, его исход уже можно считать предрешенным.
В комитете по транспортно-транзитной политике вскрыли конверты с заявками участников конкурса. Претенденты на два уже действующих в Петербурге маршрута были известны заранее. Линию Кронштадт-Ломоносов обслуживают паромы, а они имеются только у Северо-Западного речного пароходства. На маршруте, связывающем Арсенальную набережную с Кронштадтом, могут работать только те, у кого в собственности находятся «Метеоры», а таких компаний в Петербурге две - «Русские круизы» и «ВодоходЪ».
По сути, интрига разворачивалась вокруг новых линий — Центральной (от Ленэкспо до Синопской набережной) и Приморской (от Крестовского острова до Арсенальной набережной). Обслуживать пассажиров на этих маршрутах намереваются две абсолютно неизвестные в Петербурге компании. Причем одна из них, как на условиях анонимности сообщили корреспонденту «Фонтанки» участники рынка, представляет интересы компании «Интер Яхт Сервис», на чьих верфях и производятся суда, рекомендованные к использованию для регулярных рейсов по городским рекам и каналам. На каждый из маршрутов заявилось по одной фирме, так что борьбы, по нашим данным, не получится.
Представители Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга от намерений сражаться за право работать на новых маршрутах отказались. «Нам поставили невыполнимые условия, - пояснил «Фонтанке» причину «бойкота» директор компании «Альбатрос» Аркадий Ильин. - Поэтому мы не стали участвовать в конкурсе — я хочу работать и отвечать за свою работу, а не претендовать на субсидии из городского бюджета». В ответ председатель КТТП Николай Асаул запретил членам Ассоциации присутствовать на процедуре вскрытия конвертов в качестве наблюдателей, исключение сделали только для ее председателя Евгения Зубарева.
Условия названы невыполнимыми не напрасно. О будущем конкурсе перевозчикам сообщили 12 февраля 2010 года, за четыре дня до старта. По условиям компания-участник должна обзавестись судами не старше 2009 года, в количестве 10-15 штук. Ну, или хотя бы разместить заказ на верфях и гарантировать его оплату. Участники рынка оказались в нелепом положении - им предстояло за вечер пятницы, два выходных дня и понедельник изучить всю документацию, выполнить необходимые расчеты и принять решение, то есть, определить, готовы ли они выложить за возможную победу около 40 миллионов рублей.
И ведущие игроки рынка, и руководители небольших компаний, отреагировали на предложение одинаково - впали в недоумение. «То есть, чтобы участвовать в конкурсе, я должен вначале взять кредит, потом закупить суда или хотя бы оплатить их, а после этого уже могу попытаться на что-то претендовать. А если я не выиграю, куда я денусь с закупленным? - недоумевал Виктор Семиренко, глава «Русских круизов». - Почему было не объявить этот конкурс заранее, хотя бы в декабре- январе, чтобы люди успели изучить все материалы, провести расчеты и принять какое-то обдуманное решение?»
Источник в ГУ «Управление водного транспорта» пояснил корреспонденту «Фонтанки», что все материалы для подготовки конкурсной документации были готовы еще в январе 2009 года. «Однако Николай Асаул (глава комитета по транспортно-транзитной политике, - ред.) решил перевозчиков в известность об этом не ставить до тех пор, пока не выйдут закон и постановление правительства о будущих маршрутах, а эти документы появились только к 9 февраля 2010 года. В итоге всем участникам рынка оставили на размышление два дня», - пояснил собеседник «Фонтанки».
При этом конкурсная документация, как заявляют обиженные перевозчики, была подготовлена с грубейшими ошибками, а цифры, заложенные в программу, устарели. «Все расчеты проводились в привязке к ценам 2008 года, - пояснили в Управлении водного транспорта. - А потом их просто не стали менять». Напомним, экономические показатели проекта по заказу Смольного проверяла компания Grant Thornton, и старший консультант этой организации Елена Карпус публично подтвердила, что определение объема расходов было выполнено «два или три года назад».
Уже после того, как был начат прием заявок, в условия конкурса дважды вносились коррективы. Первый раз документацию изменяли 5 марта 2010 года (за две недели до окончания срока подачи заявок), а второй раз — 16 марта, за два дня до вскрытия конвертов. Расписание движения судов по будущим маршрутам было окончательно утверждено только 17 марта — накануне финала.
Для двух новых маршрутов, которые город собирается открыть в этом году, нужны суда определенного типа, которые до сих пор в городе не использовались. Перевозчикам предложили выбирать между Hitek85C (их производит компания EK Marine, расположенная в Нижнем Новгороде) и Seacamper (производятся на немецких верфях Seacamper, официальный дилер в Петербурге - ООО «Интер Яхт Сервис»).
«Я видел судно «Интер Яхт Сервиса», - рассказывает Ильин. - Оно очень неудобное, рассчитано на 12 мест. Капитан сидит внутри салона, поэтому пробираться к выходу ему каждый раз придется через пассажиров. Судно класса Р, поэтому по правилам окна в нем должны быть закрыты — и как люди будут чувствовать себя в жару?». Смысла тратить 4 миллиона рублей на подобное транспортное средство эксперт не видит. «Судно себя не окупит. Для регулярных пассажирских рейсов нужны большие речные «трамваи», которые, кстати, стоят гораздо меньше», - заявил он. Впрочем, у Управления водного транспорта свои представления о том, что необходимо рынку. «На этом судне предусмотрен биотуалет», - с гордостью заявил во время презентации конкурса глава УВТ Артур Гавлюк, представляя новое судно перевозчикам.
Сейчас в распоряжении «Интер Яхт Сервиса» есть только одно судно из тридцати пяти необходимых. На учет в Речном регистре Seacamper не поставлен, ходовые испытания не проводились. «То есть, вначале судно надо будет поставить на учет, а на это уйдет не меньше полутора месяцев. Ходовые испытания, без которых судно не примет ни один инспектор, можно проводить только после того, как сойдет лед, - объясняют перевозчики. - И, значит, рассчитывать на то, что маршрут появится в мае, уже не приходится - в самом лучшем случае, его запустят в июле.
Кроме того, как отмечает президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев, суда «Интер Яхт Сервиса» «строятся под ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам, — прим.ред.)». «И на учет в Речном регистре их не поставят, а, значит, и лицензию на перевозки по Неве владелец получить не сможет, - недоумевал он в день объявления конкурса. - И как в таком случае можно будет совершать рейсы?». В комитете по транспорту на все эти беспокойства отмечают, что главное — процесс создания речного транспорта сдвинулся с мертвой точки.
Напомним, идею запуска в Петербурге постоянно действующих пассажирских маршрутов обсуждают почти десятилетие. Более или менее развитая схема маршрутов была разработана только в начале 2009-года, когда Управление водного транспорта предложило создать «сетку» из 16-ти путей, которые должны были связать между собой все акватории.
За время подготовки в «Управлении водного транспорта» успела смениться власть. Не устраивающую многих представителей бизнес-сообщества Ольгу Каргину в декабре 2009 года сместили с занимаемой должности, и на ее место назначили ранее трудившегося в Северо-Западном пароходстве Артура Гавлюка. Дать оценку деятельности нового главы УВТ перевозчики пока не готовы. «Мы его еще слишком мало знаем», - пояснили «Фонтанке» в Ассоциации владельцев пассажирских судов. В Северо-Западном речном пароходстве его считают «человеком Олерского» (Виктор Олерский — замминистра транспорта РФ), но от комментариев по поводу деловых качеств отказываются. На «Фонтанке» фамилия Гавлюка недавно упоминалась в одной из публикаций, далеких от проблем речного транспорта.
Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"