Выставочная афиша недели взывает к ностальгическим чувствам: фотографы вздыхают о турецких берегах и старых отечественных автомобилях, академическая художница вспоминает знойное лето на юге Европы, а проект Русского музея свидетельствует, что до революции скульпторам жилось привольней, чем в советское время. Даже юные творцы вздыхают о временах, когда достаточно было ловко рисовать, а думать про всякие художественные концепции считалось пустым и вредным занятием. И только актуальные художники смотрят в будущее и требуют: «Всю власть Китаю!»
Блохи от искусства
С 16 марта галерея «Борей» представляет проект «Китайский павильон»: полтора десятка художников, входящих в творческое объединение Parazit, задумались о ползучей китайской экспансии в Россию, – экспансии ширпотреба, продуктов питания и самих китайцев.
В Китае никто из авторов (кроме художницы Юлии Сопиной) не был, поэтому они создают свой «внутренний Китай» в пространстве галереи. Футболисты в желтом, разлапистые драконы, торт для императора в виде пагоды на светящемся тесте – в жажде задружиться с самой многочисленной нацией планеты «паразиты» даже превращают себя в китайцев и приглашают полюбоваться новенькими узкоглазыми лицами.
Проект хорошо отражает суть деятельности этой арт-группы – распространение своих творческих следов на чужой территории. С этой целью художники то «делали прививку музею», оставляя коллективное портфолио в гардеробе Эрмитажа в обмен на номерок, то превращали продуктовый магазин в арт-галерею. Они признают себя паразитами на теле народных масс, но недвусмысленно намекают, что по такому же принципу существуют в обществе и искусство, и культура. Поэтому и китайцы так преуспели в паразитировании – в основе их экспансии лежит многовековый культурный опыт.
Гибель автобогов
Кроме того, с 16 марта в малом зале «Борея» показывают выставку Ильи Демидова «Гараж, горожане и горожанки», серию фотографий, на которых запечатлены старые автомобили, доживающие свой век на обочинах и во дворах. От представительских «волг» до скромных «москвичей» и «запорожцев» – автор видит в них метафору нереализованных человеческих амбиций.
Развалюхи держатся с достоинством, напоминая портреты старосветских помещиков: их усадьбы – автошколы – заброшены, фонари – светофоры – навсегда погасли, повсюду осень и опавшие листья. Выставка дарит очень редкое и острое ощущение – наблюдать, как что-то знакомое и привычное на глазах невозвратно уходит в прошлое.
Ярмарка художественного тщеславия
В Союзе художников 17 марта открываются две выставки. «Надежда-8» показывает работы молодых художников и студентов художественных вузов – числом более двухсот; также представлены детские школы, студии и кружки, а в разделе «Мастер и ученик» можно ознакомиться с творчеством педагогов. В произведениях полно античных богов и ангелов, на живописных фонах непременно красуются архитектурные шедевры Петербурга, а авторы явно гордятся аллюзиями на передвижничество, символизм, импрессионизм; самые смелые из них отваживаются на стилизации футуризма и авангарда. Бывают, правда, и вариации на тему китайской пейзажной живописи или японских гравюр, но это редкость.
В целом, зрелище на редкость успокоительное – петербургская школа живописи, давно стоптавшаяся до салона и китча, живет и здравствует. Хотя интересные вещи здесь тоже есть: например, рисунки Ивана Без (Аладышкина), выполненные гелевой ручкой на ватмане: профессора превращаются в уродливых птиц, у дев прикрыты глаза, словно они теряют сознание, воздух кажется душным и тяжелым. Этот рукотворный неуютный черно-белый мир как будто прощается с жизнью, посылая последний привет.
Рядом с юными дарованиями выставляются художники-анималисты, изобразившие многочисленных кошек, собак, лошадей и птиц.
Проект «ZooКультУра» впервые возник в прошлом году по инициативе Управления ветеринарии Петербурга, собрал более пятисот произведений, посвященных животным, и поставил рекорд посещаемости – 9000 человек за неделю. Действительно, разве могут Венеры и ангелы на сумрачном петербургском небе соперничать с мохнатыми очаровашками на ярких восточных коврах?
Прикованная к скульптуре
С 18 марта в Михайловском замке показывают произведения Марии Диллон (1858-1932), первой женщины России, ставшей профессиональным скульптором. В 1888 году она закончила Академию художеств с золотой медалью второй степени за «Андромеду, прикованную к скале»: настолько очаровательна и трогательна оказалась ее гипсовая прелестница в своем игрушечном испуге.
Академическое искусство Диллон, склонявшееся то к жеманной салонной манере, то к безыскусной простоте модерна, пользовалось большим успехом с начала 1890-х и до революции 1917 года: ей заказывали аллегорическую и жанровую скульптуру, портреты и надгробия, она активно участвовала в российских и зарубежных выставках, ее работы часто воспроизводили на почтовых открытках.
Серебряный век благоволил женщинам-творцам, но в советское время, когда потребности в скульптуре стали определяться ленинским планом монументальной пропаганды, Диллон оказалась автором даже не одной статуи, а всего одного надгробия – памятника актрисе Вере Комиссаржевской.
Забег с камерой
18 марта в лофте «Этажи» подводят итоги фотомарафона Hello Photo!, прошедшего неделю назад в Стамбуле под руководством креативного директора лофта Савелия Архипенко: в течение трех дней пять победителей прошлогоднего конкурса снимали виды города, выбранного культурной столицей Европы 2010 года. Жюри экспертов отобрало работы молодых фотографов, которые и составили новую выставку.
Помимо орнаментальной роскоши Большого базара, величественных мечетей и исторического трамвайчика на самой «парижской» улице Истикляль в Стамбуле обнаружились: отличная модернистская архитектура, загадочные цветы, необычайное разнообразие человеческих типов и пейзажей. Тем, кто еще не гулял по берегам Босфора, выставка гарантирует желание там побывать.
Всюду жизнь
С 18 марта в галерее «100 своих» можно ознакомиться с работами Екатерины Грачевой, недавней выпускницы петербургской Академии художеств. Грачева пишет неодушевленные предметы – на выставке представлены ее «дома», – пастелью, и эта бархатистая и теплая техника живописи, пронизанная мягким солнечным светом, как бы оживляет холодные стены, наполняет постройки человеческим присутствием.
Получаются своеобразные портреты домов, и это сближает работы художницы с западными рисованными плакатами и вывесками рубежа XIX-XX веков. В ее домах хочется пожить, царит особая одухотворенная атмосфера, будто они не из кирпичей сложены, а сотканы из растительных волокон.
Так неожиданно современный академизм перекликается с классицизмом XVII-XVIII веков, впервые увидевшим в архитектурных постройках образ храма природы.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»