В петербургском морском порту призошёл передел. На этот раз в центре баталий оказались компании, которые занимаются перевалкой нефтепродуктов и бункеровкой судов. Министерство транспорта в лице своего ФГУП «Балтийское БАСУ» получило контроль над рынком аварийно-спасательных работ. А ещё министерство попыталось «уйти» из порта мелких бункеровщиков. Цена вопроса составила около 600 миллионов долларов.
Спасите спасателей!
Подведомственный Минтрансу Ространснадзор грубо нарушил закон «О защите конкуренции», заставив работающих в петербургском порту нефтетрейдеров переаттестовывать свои аварийно-спасательные формирования. Такое решение принял на днях 9-й Арбитражный апелляционный суд Москвы. Впрочем, на реальное положение дел это не повлияет. За два года судебных баталий рынок аварийно-спасательных услуг «Большого порта Санкт-Петербург» (стоимость которого оценивается в 3,5-5 миллионов долларов в год) перешел под контроль Министерства транспорта.
Мак - не цак
Однажды руководителей «Большого порта Санкт-Петербург» осенило: экологическая безопасность акватории под угрозой! «Потенциальным противником» оказались частные компании, которые занимаются в акватории Финского залива перевалкой нефтепродуктов и бункеровкой судов. Нефтепродукты ведь могут случайно разлиться - кто тогда нас всех будет спасать?
Участникам рынка, имевшим собственные аварийно-спасательные формирования (АСФ), настоятельно рекомендовали срочно аттестоваться в Центральной аттестационной комиссии транспортного комплекса РФ (ЦАК). Деятельность несогласных грозили прекратить.
На первый взгляд, чиновников можно поздравить: забота об экологии - дело чрезвычайно важное. Удивляет, правда, что события развивались в 2008 году, вообще-то, про подобную аттестацию частников могли вспомнить и раньше. Тем более что речь идет о крупнейшем российском порте, «окне в Европу», как следует из школьных учебников.
Но главная изюминка даже не в этом. А в том, что на момент проявления замечательной инициативы Минтранса спасательные формирования питерских нефтетрейдеров… уже были аттестованы! Свидетельства об аттестации им выдала Межведомственная аттестационная комиссия (МАК) в соответствии с законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Но МАК - не ЦАК. Она состоит из представителей двух ведомств - Минтранса и МЧС, отчего и называется межведомственной. ЦАК же является структурой Минтранса.
И «Большой порт Санкт-Петербург» тоже структура Минтранса - оттого, наверное, его руководители и проявили такую инициативу. То ли утратили вдруг транспортники доверие к эмчеэсовцам, то ли имелись другие причины - гадать не будем. Но только для чиновников Минтранса героическая борьба за экологическую чистоту акватории Финского залива закончилась поражением. На днях вступило в законную силу решение московского суда, в соответствии с которым чиновники Минтранса должны прекратить чинить препятствия питерским бункеровщикам.
Первоначально эту рекомендацию подведомственный министерству Ространснадзор получил от Федеральной антимонопольной службы. Деятелям из Ространснадзора пытались объяснить: нельзя заставлять частные аварийно-спасательные формирования, прошедшие официальную аттестацию, проходить ее заново только потому, что кому-то так захотелось. Ведь это нарушение закона «О защите конкуренции».
Однако Минтранс не воспринял рекомендации антимонопольного ведомства, поэтому и начались суды. Но судебная тяжба длилась полтора года, за это время минтрансовские структуры спокойно претворяли в жизнь свой план, вследствие чего в «Большом порту Санкт-Петербург» многое изменилось.
Собака лает - караван идёт
Аварийный разлив нефтепродуктов и вправду самое настоящее стихийное бедствие. Тем более в нашей акватории, чистота которой влияет и на европейских соседей. Наверное, поэтому требования к спасателям жесткие: в течение четырех часов после аварии разлив нефтепродуктов следует локализовать. К месту разлива должны прибыть катера-боноустановщики, которые оградят нефтяное пятно, предотвратив его дальнейшее распространение. Затем установленные на спасательных судах скиммеры собирают разлитые нефтепродукты, которые потом вывозятся на полигон в Красном Бору.
Именно поэтому существует правило: каждый работающий в порту нефтетрейдер обязан иметь собственное аварийно-спасательное формирование или заключить договор о ликвидации возможных разливов своих нефтепродуктов с той компанией, у которой имеются такие спасатели.
По мнению специалистов, работающие в нашей акватории нефтетрейдеры ежегодно тратят от 3,5 до 5 миллионов долларов на оплату услуг аварийно-спасательных формирований.
В 2008 году, когда Минтранс затеял всю эту историю с переаттестацией, в акватории нашего порта перевалкой нефтепродуктов и бункеровкой судов занимались около 20 компаний. Некоторые имели собственные АСФ, остальные заключали с ними соответствующие договоры. Не исключено, что «спасательный» рынок в ту пору был диким. И уж наверняка Минтрансом он не контролировался. Во всяком случае, единственное в регионе государственное спасательное формирование - подведомственное Минтрансу ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» - в этот сектор рынка тогда не вписалось.
Первые договоры на несение аварийно-спасательной готовности мы стали заключать только в конце 2007-го - начале 2008 года, - рассказал «ТС» бывший главный инженер «Балтийского БАСУ» Марат Лещенко.
Видимо, чиновники Минтранса решили помочь своей структуре попасть на выгодный рынок, наплевав при этом на действующее законодательство, на предостережения Федеральной антимонопольной службы, на судебные разбирательства и, само собой, на недовольство нефтетрейдеров. В результате через два года ситуация стала совершенно иной.
- Сегодня большая часть портовых нефтетрейдеров имеют договоры на несение аварийно-спасательной готовности с «Балтийским БАСУ». Я оцениваю наше участие в этом секторе рынка примерно в 95 процентов, - с гордостью сообщил нам исполняющий обязанности генерального директора «Балтийского БАСУ» Александр Левченко.
По словам господина Левченко, его конкурентами на рынке услуг по несению аварийно-спасательной готовности являются компании «Контур СПб», «МБК» и «Морская экология», только они сейчас имеют собственные прошедшие аттестацию аварийно-спасательные формирования. Но Александр Левченко о возможностях этих формирований отзывается крайне скептически и утверждает, что реальный экологический щит акватории в случае аварийных разливов нефтепродуктов может выставить только возглавляемое им «Балтийское БАСУ».
Впрочем, создается впечатление, что господин Левченко тоже не до конца откровенен. В частности, при визировании своего интервью он почему-то снизил 95% до «примерно 60-ти».
Так что собака лает, а караван идет. Несмотря на нарушения закона и проигранные суды, в результате двухлетнего боя за 5 миллионов «спасательных» долларов все равно победило подведомственное Минтрансу «Балтийское БАСУ». Это стоило министерству «абстрактной» репутации, но добавило «конкретного» авторитета: участники самого дорогого в регионе сектора бизнеса вынуждены были принять новые правила игры.
Константин Шмелев,
полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 8 марта 2010 года.