Пусть ученые доказывают, что старые добрые бумажные карты проще и понятней, а главное, объективней для большинства людей, но мы в двадцать первом веке возьмем в руки навигатор и доверимся электронике, которая сама проложит маршрут. В "тест-драйве" навигаторов участвовали: Lexand ST-560 с Windows CE и программой «Прогород» и Highscreen PP 5420 на платформе Android и программой Sygic.
– Ну что, встречаемся у кафе «Звездочка» на 3й Советской улице в восемь. Хорошо?
– Окей, я подъеду.
И вот поездка на машине превращается в отыскание пути к заветному месту встречи. Начинается все обычно так: если место знакомое, то мозг автоматически прокладывает маршрут, а вот если название заведения и его адрес слышим впервые, то руки сами собой тянутся к... Нет, не к карте. И пусть ученые доказывают, что старые добрые бумажные карты проще и понятней, а главное, объективней для большинства людей, но мы в двадцать первом веке возьмем в руки навигатор и доверимся электронике, которая сама проложит маршрут.
Только вот что нам для этого нужно? Покупать отдельный навигатор накладно, да и о пробках не каждый из них сообщит. Максимум, на что он способен – это проложить маршрут с различными параметрами, найти кафе/бар/адрес и с помощью стрелочек и голоса довести вас до цели. А по пути некоторые модели вам еще и кино покажут или музыкальный концерт устроят. А также фотографии дадут посмотреть и в игры поиграть. В общем, авто-фото-теле-мото-вело-радио-ружье!
А если хотим еще и пробки объезжать, чтобы не тратить свое драгоценное время? Тогда выбор падает на коммуникаторы, которые выходят во всемирную паутину и выкачивают с серверов данные о загруженности городских магистралей. В обоих случаях количество вариантов зашкаливает, однако мы сегодня рассмотрим по одному представителю из каждого класса, причем оба – с изюминкой.
Первый подопытный – навигатор Lexand ST-560, на который мы установили demo-версию навигационного сервиса «Прогород», разработанного в городе на Неве. Честно признаться, когда нам предложили взять на тест такого зверя, я даже удивился, ведь являясь заядлым автолюбителем, я ни разу не слышал про эту программу. Однако опасения оказались напрасными – первого взгляда было достаточно, чтобы понять – семь миллионов долларов на разработку были потрачены не зря, как минимум интерфейс и дизайн карты выглядят очень достойно.
Но начнем мы с самого утройства. В комплекте идет навигатор, автомобильное зарядное устройство, провод miniUSB, а также крепление на лобовое стекло, состоящее из двух частей. Как показала практика, конструкция довольно надежная и удобная, а небольшой кронштейн на самом устройстве никак не мешает. В техническом плане девайс вполне привычный: 20-канальный чип SiRF Atlas III и процессор 372 МГц, а с нового года стали ставить SiRF Atlas IV и процессор 500МГц. Первый поиск спутников требует пары минут (холодный запуск), а в дальнейшем эта процедура будет занимать секунд 20-30. Оперативной памяти в устройстве всего 64 Мб, поэтому ни о какой многозадачности не стоит и думать – одновременно слушать музыку и пользоваться навигацией нельзя.
Внешний вид Lexand ST-560 напоминает известый телефон с надкушенным яблоком на обратной стороне – такой же округлый и стильный. Качество изготовления довольно хорошее, а вот некоторые просчеты в эргономике все-таки имеются. Подавляющее большинство автомобилей в России – леворульные, поэтому расположение разъема miniUSB с левой стороны, через который происходит зарядка, вызывает некоторые неудобства. Будь он справа, провод не изгибался бы настолько круто и не бросался бы в глаза так сильно.
Меню навигатора интуитивно понятное, небольшое количеcтво настроек позволяет быстро подстроить под себя яркость и другие параметры. Наличие стилуса в комплекте удивило, ведь интерфейс рассчитан на пальцы, поэтому необходимости в палочке-выручалочке нет никакой. Стоит отметить, что на устройстве могут одновременно находиться несколько навигационных программ, а выбор между ними происходит в специальном разделе меню, где указывается путь к файлам программы.
Скачать и установить «Прогород» не составляет никаких проблем. Деморежим работает месяц, после чего требует активации, но это только в теории. На практике программа по собственному настроению давала попользоваться бесплатной версией – сегодня демо, завтра заплати, потом опять демо... Плюс к этому в пробном режиме постоянно всплывает окошечко с напоминанием, мол, программку-то купить не помешает.
Меню приятно удивило интересным дизайном, хотя идея расположений кнопок вполне обычна. Некоторые неудобства доставил «шарик» в правом верхнев углу экрана, нажатие на который возращает пользователя к карте – слишком мал он, а потому не всегда удобен. Особенно бывает тяжело попасть в него на ходу.
Итак, мы хотим поехать к точке. На экране видим довольно привлекательную карту, которая в режиме 3D может похвастать великолепной прорисовкой зданий, причем учтены все изгибы и углы. Приятно и красиво. Но вот дальше начинаются проблемы: первый опыт в прокладке маршрута оказался не очень удачным.
А дело в том, что организация функций, которыми заведуют кнопки в режиме карты, не вполне понятна. Поставив конечную точку на карте, обычно ждешь всплывающих кнопочек «поехать к...» или «финиш», но в данном случае никаких подсказок не было. Ну ладно, нажмем сами, все-таки нам нужно ехать по дорогам нашего города. Клавиша меню, дальше 20 секунд блужданий и никакого результата. Оказалось, я должен был нажать маленькую едва заметную кнопочку, после чего во всплывшем окошке выбрать «финиш». Дальше «старт», «маршрут» с выбором оптимального, короткого или быстрого, после чего программа секунды 3-4 просчитывает возможные пути. И после всех этих действий навигатор, словно космонавт, командует: «Поехали».
Зачем такой мудреный алгоритм не понятно, ведь выбрать настройки маршрута можно один раз (например оптимальный), а точка старта – это в 99% случаев место нахождения автомобиля в данный момент. Однако ко всем особенностям программы можно привыкнуть, особенно учитывая ту помощь, которую она оказывает при движении. Помимо голосовых подсказок о направлении и поворотах, «Прогород» сообщает водителю количество рядов на дороге, откуда и куда можно поворачивать, а также «насечками» на стрелке показывает количество перекрестков до поворота. Опять же удобно и красиво.
В нашем городе, где немало перекрестков, обделенных указателями, будут очень полезны всплывающие подсказки с названиями окрестных проспектов и проездов, а также с номерами домов и POI точками (point of interest – места интереса, например, гостиницы, магазины или заправки). Жаль, не все кафе и магазины указаны в программе
Карта Санкт-Петербурга проработана до мельчайших подробностей. Даже дворовые проезды и дорожки учтены. Но и минус в этом есть: иногда при езде по основной дороге «Прогород» показывает, что автомобиль едет по карману. Однако лучше кратковременные пересчеты маршрута, чем отсутствие этих маленьких улочек, ведь иногда нужно подъехать к дому, расположенному вдали от магистралей.
А что же с другим устройством на базе платформы Android? Компания «ВОБИС Компьютер» летом прошлого года объявила о выходе на рынок устройства Highscreen PP 5420 – первого коммуникатора, оснащенного операционной системой Android. Первое впечатление оказалось обманчивым: хваленая начинка от Google, увы, оказалась совсем сырой. Кажется, что первенец был запущен на наш рынок лишь для того, чтобы посмотреть что из этого получится. Например, та же компания HTC снабдила некоторые свои устроуства не только передовой операционной системой, но и собственным интерфейсом, симбиоз которых представляет реальную угрозу Windows Mobile. «Андроиду» пока об этом и мечтать не приходится.
В нашем коммуникаторе никакой оболочки нет, как и нет android market – магазина приложений. Поэтому пользователям Highscreen'a не оставили шансов – программы нужно искать где-то в сети, а потом каким-то образом устанавливать в устройство. Таких энтузиастов найдется немного, а потому посмотрим, что может предложить модель PP5420 пользователям «с нуля». Набор приложений невелик, однако калькулятор и Google Maps там присутствуют. Очень интересен факт, что настроить почту Gmail нам так и не удалось – логин, пароль, а также настройки сервера были указаны, однако ни одного письма устройство так и не загрузило. Скорость запуска программ и раскрытия меню довольно высокая, поэтому работать в устройством довольно приятно. Только вот зачем нужен второй дисплей с тачскрином, да еще с непонятной картинкой глаза?
Нерушимая платформа Android в обличии Highscreen'a обрела воистинну уникальную способность виснуть и глючить. Несколько раз экран устройства сообщал, что то или иное приложение работать не может, причем в довольно забавной форме (см. фото).
Перейдем к навигационной программе Sygic, которая была первой, но уже далеко не единственной навигацией для «Гуглофонов». Первое наше знакомство началось с подвисания устройства и последующего предупреждения о нехватке оперативной памяти. Перезагрузка на пользу не пошла, и мы просто проигнорировали предупреждение. Кстати, даже с выключением программы были проблемы: либо выключить ее не удавалось, либо коммуникатор еще долго следил за спутниками и разряжался.
Сам Sygic (программа) –это совместная разработка словацкой компании Sygic, специализирующейся на производстве навигационного ПО для мобильных платформ, и «ВОБИС Компьютер», выполнившей полную адаптацию программы к требованиям российского рынка и 100% локализацию ПО. На деле мы видим довольно неплохую с технической точки зрения попытку сделать полноценную навигацию на платформе Android. C эстетической точки зрения продукт довольно прост, если не сказать хуже. Серенькие пятна домов, бледное пространство вокруг, а также серо-белые дороги – все это я видел в Java приложении с картой Петербурга для всех мобильных телефонов несколько лет назад.
Информация о предстоящем повороте и скорости очень мелкая, а вот знак ограничения скорости наоборот видно очень хорошо. Пожалуй, стоило поменять приоритеты. Сама работа навигации не вызывает нареканий – здесь так же есть настройки для маршрута и для программы, только вот сделано это в виде последовательных страничек. Пока не перелистаешь все настройки от начала до конца, в меню не вернешься. Если учесть, что принятие настроек каждого раздела иногда подвисает, то даже изменение параметров маршрута вызовет у пользователей определенные проблемы.
Самой неприятной недоработкой, допущенной в программе, стала невозможность сдвинуть карту во время рабоы навигации: нажатие на экран ведет в главное меню, где нужно выбрать пункт «просмотр карты». Да, там визуализация сделана довольно интересно – ползунком в правой части экрана пользователь увеличивает или уменьшает масштаб карты, от улицы до общего вида планеты. Причем скорость этой прокрутки довольно приличная и весь процесс обходится без подвисаний, свойственных другим навигационным ПО. Но вот быстро взглянуть на какие-то квадраты карты во время движения, стало очень большо проблемой.
Подводя итоги, можно сказать, что Highscreen PP5420 – это игрушка и не более. Пользоваться им, как навигатором можно, но глюки самого устройства сделают этот процесс не самым простым и приятным. А вот Lexand ST-560, напротив очень удобен в ежедневной эксплуатации в автомобиле, благо именно для этого он и предназначен. Система «Прогород» – это довольно интересный игрок на рынке навигационного ПО, но к некоторым особенностям нужно привыкатьь. Удастся ли ей завоевать признание автомобилистов покажет время, а мы и впредь будем вас знакомить с интересными навигационными устройствами и программами.