В МДТ – Театре Европы сегодня по случаю юбилея чествуют Татьяну Щуко. Вечером дадут «Московский хор» - один из самых значительных спектаклей современности, в котором Щуко играет хрупкую женщину с железной волей, эмоциональный центр огромной разрозненной семьи в постсталинскую эпоху. Это ее усилиями коммунальная свара превращается в хоровое пение – выверенное, слаженное, гармоничное.
Именно в роли Лики актриса Театра на Литейном Татьяна Щуко в марте 2002 года впервые вышла на сцену МДТ: сухонькая, седая женщина с идеально прямой спиной и необыкновенно живым лицом. Ее место всегда было в центре причудливой сценографии, напоминающей брикет из бытовых деталей: от мебели и пишущей машинки до оконной рамы. Во всем этом нагромождении — вещей, судеб, слез, страданий и мечтаний — только героиня Щуко выглядела человеком порядка: не в канцелярском смысле, в сердечном. Когда другие боролись за место под солнцем, теряя здоровье и рассудок, она прислушивалась к себе и действовала в соответствии с глубинной верой. Верила она в семью как в нерушимое объединение людей, существующее по суровым законам морали. Но не просто верила, а по собственному почину брала на себя миссионерскую функцию хранителя исконных ценностей.
Позиция, конечно, крайне уязвимая, и трудно представить себе другую актрису, которая могла бы сыграть эту роль оправдательно. Стать фактически божеством для своих заблудших близких и сохранить непосредственность реакций, вкус к жизни и способность любить — задача из задач. Но Щуко с ней справилась с легкостью и смелостью заправского воина. Надев поверх тонкой сорочки сыновнюю морскую шинель, Лика штурмовала крутые ступени, как Суворов Альпы. А все ее жесты и оценки были объединены наиважнейшей стратегической целью — собрать в кулак всех «братьев и сестер», устремившихся на волю, не ведающих, что творят. Татьяна Щуко наделила свою Лику пронзительной материнской нежностью к близким и одновременно жестокостью небожителя. Исторические подробности, эпоха отступали на второй план перед мифологическим масштабом личности этой удивительной старухи. Особенно в финале, когда Лика, по сути принеся в жертву сына, присоединялась к хору: с библейским стоицизмом, не согнув плеч, не склонив головы.
Фантастическая воля, несгибаемость и целеустремленность — свойства не только таланта, но и личности Татьяны Владимировны Щуко. Осенью 2002 года «Московский хор» был выдвинут на «Золотую маску», и конкурентов у этого спектакля с репутацией главного театрального высказывания рубежа веков не было. Почти в тот же момент актриса Щуко сломала ногу. Травма оказалась из тех, после которых, случается, вовсе не встают на ноги. За здоровьем актрисы тогда следило все театральное сообщество страны. Но вряд ли хоть кто-то допускал мысль, что актриса в марте выйдет на сцену. Доктор, которому Щуко задала вопрос, сможет ли она в ближайшее время играть в театре, не сразу нашелся, что ответить. «Ну, может быть, сидя», – не слишком уверенно проговорил он наконец. В марте 2003-го в рамках «Золотой маски», которая в тот год (единственный раз в своей истории) проходила в Петербурге, Татьяна Щуко играла Лику в «Московском хоре». Правда, с палочкой. И по лестнице на верхний ярус декораций не взбиралась. Но это означало лишь минимальную смену мизансцен. Разумеется, спектакль был награжден как лучший в сезоне, а Щуко получила персональную «Маску» за лучшую женскую роль. Но дело, конечно, не в наградах, а в донесенной до современников мысли о том, что во времена безверия кто-то должен взять на себя роль хранителя ценностей и ответить за тех, кто рядом. Отдавая себе отчет, что роль эта сравнима с ролью Великого Инквизитора — героя, мученика и палача в одном лице.
В том же марте в Малой драме сыграли премьеру «Дяди Вани» - Щуко появилась на сцене в роли «старой галки маман». Но какой! Это был фарсовый вариант Лики: Войницкая в ажурном чепце бродила по дому этаким привидением, стуча палкой, и в ее устах «Слушайся Александра!» звучало как заклинание, способное уберечь ветхий мирок чеховских героев от разрушения. С Ликой из «Московского хора» Марию Васильевну Войницкую Татьяны Щуко роднило ясное как день чувство, что идеалы нерушимы. Правда, местами это чувство доходило до абсурда: Войницкая молилась калошам профессора, как святым мощам. Но в ее безумной вере была стабильность и покой, каких искали и не находили остальные персонажи со всем их узнаваемым цинизмом.
Говорят, в труппе МДТ, куда Щуко в конце концов перешла на работу, Татьяна Владимировна продолжает играть роль матери семейства: у нее есть дети и внуки - те актеры, что называют ее мамой и бабушкой на сцене. И в этом забавном желании в эпоху тотальной разрозненности очертить около себя ближний круг, проявляется, на мой взгляд, редкий по нынешним временам инстинкт собирательства. За которым — чисто женское стремление одарить заботой и теплом тех, кто рядом, а кроме того — вера в людей, в их способность строить надежные отношения на долгие годы. Когда эта вера устремляется со сцены в зал, любая трагедия на сцене выглядит оптимистично.
«Культурная столица» поздравляет замечательную актрису с юбилеем, желает ей еще долго делиться мужеством и верой со зрителями. И конечно, здоровья, новых ролей, понимания близких и коллег.
Жанна Зарецкая
Фонтанка.ру