Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Цена жизни - 2 миллиона

Цена жизни - 2 миллиона

589
liveinternet.ru

Выплата компенсации пострадавшим в транспортных катастрофах оценивается не только в зависимости от вида транспорта, но и от резонанса произошедшего. Это стало очевидно после крушения «Невского экспресса». «Фонтанка» выяснила, на что может надеяться пассажир, получивший тяжелую травму, либо родственники этого пассажира, в случае летального исхода.

Сегодня, в случае катастроф, фактически происходит деление людей по сортам - авиапассажир дороже, а железнодорожный – дешевле. Жизнь того, кто погиб при теракте, стоит дороже, чем при рядовом ЧП. Нельзя сказать, что власти не понимают создавшуюся несправедливость. После трагедии с «Невским экспрессом» вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что надо форсировать принятие закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажиру. А еще минувшим летом Минтранс разработал проект этого закона, который предполагает, что каждый пассажир любого вида транспорта в России должен быть застрахован на 2 млн рублей. Но пока действует "винегрет" правил.

Сейчас 2 млн рублей (а это менее $70 тыс.) получают только родственники погибших авиапассажиров (прямые родственники пострадавшего – дети, супруг и родители). Причем закон, подразумевающий такую крупную выплату, был принят только в 2007 году, после авиакатастрофы под Донецком. Компенсации выплачиваются из специального фонда, деньги туда вносят авиаперевозчики. Эта сумма действует для внутрироссийских перевозок, на международных она может быть выше. Если пассажир сломал руку или получил инвалидность, то компенсация, конечно, получится меньше. Если она не устраивает пострадавшего, то он вправе судиться.

На водном транспорте действует Водный кодекс РФ, по которому предел страховой выплаты за смерть пассажира — всего 100 тыс. рублей. При этом, почти все суда страхуют ответственность перед третьими лицами на внушительные сумму – сотни тысяч или даже миллионы долларов. Без такого полиса невозможно войти в зарубежные порты и ряд отечественных - портовые власти заботятся об экологии. Так что реально выплата может быть и больше. Хотя, если взаимопонимание со страховщиком не достигнуто – то также предстоит поход в суд. Если авария произошла в европейских территориальных водах, то шансы на адекватную компенсацию значительно вырастают.
Сумма выплат по железнодорожному транспорту больше всего напоминает издевательство. Все железнодорожные пассажиры застрахованы в обязательном порядке на 12 тыс. рублей в компании "ЖАСО", аффилированной с РЖД. Причем эти 12 тыс. рублей пострадавший, или его родственники, получают только в случае смерти или инвалидности. Менее серьезные травмы оцениваются дешевле.
В случае с «Невским Экспрессом» выплаты семьям погибших или пострадавшим производились из бюджета. Так, родственникам погибших должно быть выплачено из федерального бюджета по 700 тысяч и 200 тысяч пострадавшим, а из городского – 300 тыс. рублей семьям погибших, по 100, и по 50 тысяч рублей пострадавшим, в зависимости от травм. Но в случае рядовой катастрофы выплата ограничилась бы суммой в 12 тыс рублей. Кстати, пассажиры пригородных электричек не обеспечены даже такой защитой.
В автотранспорте (включая общественный) порядок выплат регламентирован ОСАГО. Максимальный ущерб здоровью оценивается в 160 тыс. рублей на одного пострадавшего, и 240 тыс. – если их несколько. И неважно, насколько вместителен перевозчик – маршрутка или троллейбус. «Причем в рамках ОСАГО выплаты происходят редко, так как подразумевается, что медицина у нас бесплатная, - отмечает Сергей Сафронов, генеральный директор ЗАО «Авеста». – Чтобы получить деньги, надо доказать, что выполненная медпроцедура была не только необходима, но и не могла быть сделана в рамках ОМС». Поэтому, реально страховщики такие суммы выплачивают далеко не всегда. В лучшем случае, они компенсируют затраты на ритуальные услуги – до 70 тыс. рублей. «Эта часть плохо регламентирована, - говорит Татьяна Долинина, начальник отдела маркетинга группы АСК. - Всю сумму выбрать можно только через суд, доказав, что погиб кормилец».
В пресс-службе петербургского метрополитена рассказали, что ответственность перед пассажирами не застрахована и выплаты делаются только через суд. Причем таких выплат не более пяти в год, так как компенсации не распространяются на самые резонансные случаи – это суицид или его попытка, то есть сознательное причинение вреда себе. О конкретно выплаченных суммах в пресс-службе не сообщили.
После сравнения выплат видна пропасть, которая отделяет пассажиров отечественных перевозчиков от международных. Небольшие выплаты характерны только для неразвитых стран. По оценкам Аллана Фелдмана, автора книги "Переоценка цены жизни", компенсация составляет примерно $2,180 млн для француза, а для индуса только $16 тыс. Причем, в развитых странах перевозка пассажиров без полиса страхования ответственности немыслима, так как выплата может буквально разорить перевозчика. «Напротив, в нашей стране полис, если и покупается, то с минимальным покрытием, чтобы договор показать собственнику бизнеса, кредитору или контролирующим органам», - заключает Александр Куликов, директор Петербургского филиала «Спасские ворота».
Всё говорит о необходимости введения такого страхования, но остается беспокойство: вырастут ли в этом случае тарифы перевозчиков? «Объективно, удорожания быть не должно, так как доля страховки в стоимости билета ничтожна», - считает Александр Потитов, заместитель генерального директора "КИТ Финанс страхование". Потитов полагает, что достаточно сравнить стоимости ж/д билета из Петербурга в Москву с авиабилетом - последний зачастую дешевле, несмотря на отчисления в компенсационный фонд.
Страховщики готовы взять риски по всем видам транспорта, так как у них есть опыт, статистика (для расчета правильного тарифа) и желание заработать. Их волнует только возможное мошенничество. Если для всех перевозчиков сделают одинаковую ответственность в 2 млн рублей, то можно предположить, что появится соблазн подстроить аварию и получить эти деньги за погибшего родственника. Еще более реальны инсценировки повреждений. Александр Куликов, директор петербургского филиала «Спасские ворота» считает, что может развиться ситуативное мошенничество, когда пострадавший пассажир приписывает себе лишние травмы.
Николай Львов, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях