Главные события недели сконцентрированы в Эрмитаже, который 7 декабря, в День святой Екатерины, отмечает годовщину основания коллекции. В честь своего 245-летия музей открывает две новые постоянные экспозиции и прекрасную выставку эмалей. Современное искусство несколько теряется на этом блистательном фоне, но и тут есть на что посмотреть.
Стеклянные драгоценности
С 8 декабря в Эрмитаже можно увидеть великолепное собрание эмалей лондонского профессора Нассера Давида Халили, 320 вещей за последние три столетия. Техника эмали известна со времен древних египтян, ее очень любили в Византии, а к XVIII веку из церкви переманили к себе короли и аристократия. Поэтому на выставке уже нет богослужебных реликвариев и потиров, зато множество шкатулок, табакерок, несессеров, игольников, сделанных как в Европе, так и в мусульманских странах, а также на Дальнем Востоке. Есть вещи расписные, покрытые специальными эмалевыми красками, – очень похоже на живописную миниатюру, так же изящно, уютно, точно в духе камерного французского рококо. В XIX веке дамские безделушки уступают место портсигарам, приборам для письма, медалям, рамкам для портретов, а эмаль становится прозрачной, чтобы показать рельеф и гравировку на металле и заставить вещицу сиять и переливаться. Есть работы знаменитых ювелирных домов начала ХХ века, в том числе Карла Фаберже, отсылающие к забытым техникам выемчатой и перегородчатой эмали, а также совсем неизвестные в России эмальерные эксперименты последних ста лет. Выглядит все это богатство как ювелирные украшения, но впечатление обманчиво. Эмаль – тот случай, когда в роскошные драгоценности искусство превращает простые и дешевые материалы: медь да стекло с окисями металлов.
Древности южных морей
9 декабря в Эрмитаж возвращается из реставрации одна из главных галерей музея – залы Боспора Киммерийского с экспозицией археологических древностей Причерноморья.
Это собрание не имеет аналогов в мире, и его ценность была очевидна уже полтора столетия назад, когда Николай I поручил архитектору Нового Эрмитажа Лео Кленце включить в план здания помещения для сокровищ из свежераскопанных курганов к северу от Черного моря. Там с VII века до н.э. греческие колонии учились жить бок о бок с варварами-кочевниками, откупались от воинственных племен драгоценностями и делали заказные вещи для их вождей. В V веке до н.э. многие колонии вошли в Боспорское царство, и со временем филигранные работы античных ювелиров и необыкновенные предметы, в которых сошлись две культуры, осели в курганах боспорской знати. Кленцевские залы для этих находок были оформлены в стиле, вошедшем в моду после раскопок Помпей, – цветными полосами; в ХХ веке их дважды перекрашивали, но теперь вернули первоначальное праздничное убранство – под стать ярким росписям на керамических сосудах, сохранившимся порой лучше, чем в самой Греции.
В тот же день открывается новая экспозиция: художественное наследие Дагестана, самого южного региона России, – 115 вещей разных эпох, начиная с XIV века. Стенные рельефы, могильные камни, изделия из металла и ювелирные украшения представляют культуру селения Кубачи, название которого означает «изготовители кольчуг». Эти вещи вошли в круг внимания исследователей недавно, им еще только предстоит такая же кропотливая работа, как с древностями Причерноморья.
Двухмерность торжествует
В галерее «Квадрат» с 11 декабря празднуют 70-летие Анатолия Заславского, художника, не желающего быть актуальным, авангардным или хотя бы современным. Он убежден, что живопись по-прежнему является ведущим видом искусства, что возможности изображения внешнего мира безграничны, что художник должен работать с натуры и искать в ней вдохновение. Он любит писать философско-искусствоведческие эссе о своих работах и картинах друзей, и если говорит о связях с прошлым, то так, будто и не было никакого XX века. Он хотел бы, как когда-то Пикассо, жить среди теней Леонардо, Рубенса, Рембрандта, Матисса; его идеал – Сезанн, а любимые жанры, в духе импрессионистов и их последователей, – пейзаж да портрет. Виды Петербурга, парижские площади, иудейская пустыня, изображения друзей и близких – вот и всё разнообразие. Нынешняя выставка – оммаж юбиляру: несколько его друзей-художников показывают портреты Заславского в сопровождении его текстов о себе; и название выставки «Зеленым и красным еще не всё сказано...» взято как раз из одного такого текста.
Икебана в парниковом эффекте
С 12 декабря арт-проект «Парник», самая мобильная галерея «Пушкинской, 10», приглашает посмотреть новую инсталляцию Людмилы Самойловой «Тени забытого сна».
Рама, вешалка, зеркало, сухие цветы, босоножки, белая лента и черный полиэтилен складываются в изогнутую женскую фигуру, вызывающую в памяти изломанных и вывернутых танцовщиц Анри Тулуз-Лотрека и вычурный разворот княгини Орловой в портрете Валентина Серова. Художница знает толк в витраже и икебане, а читать любит Ницше и Чжан Чао, и всё это сходится в играх с оптикой и иллюзией, в построении образа по законам натюрморта и пейзажа. Интересно, какое влияние на эту утонченную инсталляцию с дамско-романным названием окажет задорный «Парник», который и есть настоящий парник достойного размера, смонтированный прямо во дворе арт-центра. Может, превратит в скромную икебану, а может, заставит кривляться, как в кабаре.
Есть ли жизнь на заводе?
С 13 декабря проектом Ильи Трушевского «Точки света» открывается новая выставочная площадка – на заводе «Красное знамя», еще недавно выпускавшем трикотаж. В комплекс завода входит шедевр конструктивизма – силовая подстанция, построенная по проекту Эриха Мендельсона, и если архитектор воздвигал корабль, ведущий всё производство, то художник насыщает его темные и заброшенные лабиринты энергией. В полумраке мерцают огоньки, похожие на фары автомобиля и электрички, блеск мокрой дороги и рельсов, лунную рябь на воде и вид ночного города сверху. Близко или далеко? Живое или неживое? Часть выставки или остатки заводского оборудования? Трушевский умеет вызвать тревогу простыми средствами – в инсталляции «Вагон» (2007) дребезжащие стаканы и луч проектора, мечущийся по стене, создавали полную иллюзию бесконечной тряски в ночном поезде. Хочется верить, что и новая инсталляция окажется сильнодействующим аттракционом, уж очень к лицу силовой подстанции метафизика нетварного света.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру