Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Выставки недели: 8 - 13 декабря (фото)

Выставки недели: 8 - 13 декабря (фото)

634

Главные события недели сконцентрированы в Эрмитаже, который 7 декабря, в День святой Екатерины, отмечает годовщину основания коллекции. В честь своего 245-летия музей открывает две новые постоянные экспозиции и прекрасную выставку эмалей. Современное искусство несколько теряется на этом блистательном фоне, но и тут есть на что посмотреть.

Стеклянные драгоценности

С 8 декабря в Эрмитаже можно увидеть великолепное собрание эмалей лондонского профессора Нассера Давида Халили, 320 вещей за последние три столетия. Техника эмали известна со времен древних египтян, ее очень любили в Византии, а к XVIII веку из церкви переманили к себе короли и аристократия. Поэтому на выставке уже нет богослужебных реликвариев и потиров, зато множество шкатулок, табакерок, несессеров, игольников, сделанных как в Европе, так и в мусульманских странах, а также на Дальнем Востоке. Есть вещи расписные, покрытые специальными эмалевыми красками, – очень похоже на живописную миниатюру, так же изящно, уютно, точно в духе камерного французского рококо. В XIX веке дамские безделушки уступают место портсигарам, приборам для письма, медалям, рамкам для портретов, а эмаль становится прозрачной, чтобы показать рельеф и гравировку на металле и заставить вещицу сиять и переливаться. Есть работы знаменитых ювелирных домов начала ХХ века, в том числе Карла Фаберже, отсылающие к забытым техникам выемчатой и перегородчатой эмали, а также совсем неизвестные в России эмальерные эксперименты последних ста лет. Выглядит все это богатство как ювелирные украшения, но впечатление обманчиво. Эмаль – тот случай, когда в роскошные драгоценности искусство превращает простые и дешевые материалы: медь да стекло с окисями металлов.

Королевская подарочная шкатулка. Берлин. 1897



Древности южных морей

9 декабря в Эрмитаж возвращается из реставрации одна из главных галерей музея – залы Боспора Киммерийского с экспозицией археологических древностей Причерноморья.

Залы Боспора. Общий вид

Это собрание не имеет аналогов в мире, и его ценность была очевидна уже полтора столетия назад, когда Николай I поручил архитектору Нового Эрмитажа Лео Кленце включить в план здания помещения для сокровищ из свежераскопанных курганов к северу от Черного моря. Там с VII века до н.э. греческие колонии учились жить бок о бок с варварами-кочевниками, откупались от воинственных племен драгоценностями и делали заказные вещи для их вождей. В V веке до н.э. многие колонии вошли в Боспорское царство, и со временем филигранные работы античных ювелиров и необыкновенные предметы, в которых сошлись две культуры, осели в курганах боспорской знати. Кленцевские залы для этих находок были оформлены в стиле, вошедшем в моду после раскопок Помпей, – цветными полосами; в ХХ веке их дважды перекрашивали, но теперь вернули первоначальное праздничное убранство – под стать ярким росписям на керамических сосудах, сохранившимся порой лучше, чем в самой Греции.

Лекиф. Афродита в раковине. Вторая половина V вв. до н.э
Фреска. Первая половина III вв. до н.э



В тот же день открывается новая экспозиция: художественное наследие Дагестана, самого южного региона России, – 115 вещей разных эпох, начиная с XIV века. Стенные рельефы, могильные камни, изделия из металла и ювелирные украшения представляют культуру селения Кубачи, название которого означает «изготовители кольчуг». Эти вещи вошли в круг внимания исследователей недавно, им еще только предстоит такая же кропотливая работа, как с древностями Причерноморья.

Двухмерность торжествует

В галерее «Квадрат» с 11 декабря празднуют 70-летие Анатолия Заславского, художника, не желающего быть актуальным, авангардным или хотя бы современным. Он убежден, что живопись по-прежнему является ведущим видом искусства, что возможности изображения внешнего мира безграничны, что художник должен работать с натуры и искать в ней вдохновение. Он любит писать философско-искусствоведческие эссе о своих работах и картинах друзей, и если говорит о связях с прошлым, то так, будто и не было никакого XX века. Он хотел бы, как когда-то Пикассо, жить среди теней Леонардо, Рубенса, Рембрандта, Матисса; его идеал – Сезанн, а любимые жанры, в духе импрессионистов и их последователей, – пейзаж да портрет. Виды Петербурга, парижские площади, иудейская пустыня, изображения друзей и близких – вот и всё разнообразие. Нынешняя выставка – оммаж юбиляру: несколько его друзей-художников показывают портреты Заславского в сопровождении его текстов о себе; и название выставки «Зеленым и красным еще не всё сказано...» взято как раз из одного такого текста.

Анатолий Заславский. Автопортрет



Икебана в парниковом эффекте

С 12 декабря арт-проект «Парник», самая мобильная галерея «Пушкинской, 10», приглашает посмотреть новую инсталляцию Людмилы Самойловой «Тени забытого сна».

Людмила Самойлова. «Тени забытого сна»

Рама, вешалка, зеркало, сухие цветы, босоножки, белая лента и черный полиэтилен складываются в изогнутую женскую фигуру, вызывающую в памяти изломанных и вывернутых танцовщиц Анри Тулуз-Лотрека и вычурный разворот княгини Орловой в портрете Валентина Серова. Художница знает толк в витраже и икебане, а читать любит Ницше и Чжан Чао, и всё это сходится в играх с оптикой и иллюзией, в построении образа по законам натюрморта и пейзажа. Интересно, какое влияние на эту утонченную инсталляцию с дамско-романным названием окажет задорный «Парник», который и есть настоящий парник достойного размера, смонтированный прямо во дворе арт-центра. Может, превратит в скромную икебану, а может, заставит кривляться, как в кабаре.

Есть ли жизнь на заводе?

С 13 декабря проектом Ильи Трушевского «Точки света» открывается новая выставочная площадка – на заводе «Красное знамя», еще недавно выпускавшем трикотаж. В комплекс завода входит шедевр конструктивизма – силовая подстанция, построенная по проекту Эриха Мендельсона, и если архитектор воздвигал корабль, ведущий всё производство, то художник насыщает его темные и заброшенные лабиринты энергией. В полумраке мерцают огоньки, похожие на фары автомобиля и электрички, блеск мокрой дороги и рельсов, лунную рябь на воде и вид ночного города сверху. Близко или далеко? Живое или неживое? Часть выставки или остатки заводского оборудования? Трушевский умеет вызвать тревогу простыми средствами – в инсталляции «Вагон» (2007) дребезжащие стаканы и луч проектора, мечущийся по стене, создавали полную иллюзию бесконечной тряски в ночном поезде. Хочется верить, что и новая инсталляция окажется сильнодействующим аттракционом, уж очень к лицу силовой подстанции метафизика нетварного света.

Эрих Мендельсон. Здание силовой подстанции. 1926
Илья Трушевский. «Точки света»



Ольга Лузина
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях