В 2008 году тогдашний вице-губернатор Петербурга и руководитель городской межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения Александр Полукеев после серии аварий с человеческими жертвами, случившихся по вине маршрутных такси нижегородского производства, пообещал: «Последним днем работы микроавтобусов марки «Газель» в Петербурге станет 31 декабря 2009 года. В 2010 году их эксплуатация в нашем городе из-за неприспособленности для пассажирских перевозок и ненадежности конструкции будет запрещена», пишет «Невское время».
Итак, до списания попавших в опалу «Газелей» осталось чуть больше месяца, но, похоже, они останутся в маршрутном строю. На соответствующий запрос «НВ» пресс-служба комитета по транспорту ответила так: «На сегодняшний день в Петербурге работает около 800 автобусов данной марки. Одновременный вывод с маршрутной сети всех «Газелей» с экономической точки зрения невозможен. Для создания комфортных условий для пассажиров отказ от «Газелей» будет проходить поэтапно. Планируется, что с 2011 года обслуживание маршрутной сети города будет проводиться только автобусами средней, большой и особо большой вместимости».
Итак, «дембель» юрких, но небезопасных волжских машин откладываются еще на год, что, наверное, в условиях кризиса оправдано. Безусловно, хрупкий кузов и небольшие габариты 13-местной «Газели» делают ее уязвимой даже при столкновении на небольшой скорости, что, безусловно, категорически не устраивает пассажиров и чиновников. Однако на тотальную замену этих машин более вместительными и высокими автобусами у шести официальных перевозчиков Смольного попросту нет денег. Ведь даже китайские 30-местные «жестянки» с пластмассовым салоном, которые за три года, прошедшие после конкурса перевозчиков на право обслуживать социальные и коммерческие автобусные сети, буквально заполонили город, стоят в два раза дороже, чем «Газель».
Не надо забывать, что победители прошлого конкурса закупили около 700 больших и средних автобусов, затратив на обновление подвижного состава свыше 50 миллионов долларов. Однако после грозного обещания Александра Полукеева владельцы маршрутных сетей изыскали внутренние резервы и начали списывать опальные «Газели», предварительно выкатав их ресурс. А при активной эксплуатации и повышенной загрузке (когда люди стоят в салоне в три погибели) новая машина этой марки превращается в «ведро» всего за два-три года. Получается, что перевозчики, списывая в утиль очередную нижегородскую машину, ничего не теряют, а «пристреливают загнанную лошадь».
Еще в первой половине 2008 года 200 из 400 коммерческих линий в Петербурге обслуживались автобусами малой и особо малой вместимости. Сегодня же их количество сократилось вдвое – за счет вывода с линий именно «Газелей». Представительство автобусов этой марки сократилось за 18 последних месяцев более чем в два раза: с 2000 до 800 транспортных средств. На замену им закуплены «ютонги», «отойяли» и другие скрипучие автобусы средней вместимости (30–40 мест) азиатской сборки.
Сегодня суммарный парк всех официальных городских перевозчиков состоит из 1800 социальных автобусов большой вместимости и 4,5 тысячи маршруток. Чиновники комитета по транспорту считают, что для обеспечения нормальной работы наземного общественного транспорта необходимо иметь 3500 больших и особо больших (сочлененных) социальных автобусов и не более 1500 маршруток средней вместимости.
В 2011 году, после проведения нового конкурса на право автобусных перевозок, не только «Газели», но и все маршрутки в Петербурге должны исчезнуть как класс. Чиновники намерены упразднить деление автобусных маршрутов на коммерческие и социальные, так как собираются перевести весь наземный общественный транспорт Петербурга на единый тариф. Это не означает, что всю городскую автобусную сеть – 300 социальных и 400 коммерческих пока линий – будет обслуживать, как и 15 лет назад, один перевозчик-монополист в лице ГУП «Пассажиравтотранс». Напротив.
Для снятия проблемы нового и вместительного подвижного состава Петербургу не хватает около полутора тысяч новых автобусов. Председатель комитета по транспорту Александр Кадыров надеется, что значительную часть этого парка закупит не бюджет, а победители нового конкурса, в котором будут участвовать только частные компании.
А сама закупка новых транспортных средств будет производиться участниками конкурса 2010 года не впрок, как в последнем тендере пять лет назад, а только после выбора новых уполномоченных перевозчиков.