Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Музыка «Терем-квартет»: Пианист не нужен! (фото)

«Терем-квартет»: Пианист не нужен! (фото)

501

Самый петербургский из всех «народников» – или самый «народный» из всех петербуржцев – как хотите. В общем, «Терем-квартет» вынес на суд меломанов очередную новую программу, а обозреватель «Культурной столицы» её внимательно прослушал.

В минувшую субботу в Большом зале Филармонии «Терем-квартет» представил петербуржцам новую программу, в пресс-релизе носившую довольно пространное название: «"Музыка города N", зарисовки к спектаклю в четырёх частях с прологом». Оказалось, что зарисовки к тому, чего ещё нет, не всегда производят впечатление.



«Франсис Пуленк – это сама музыка!» – как-то воскликнул композитор Дариус Мийо (видимо, рассчитывая на схожий комплимент со стороны коллеги). Осталось не совсем ясным, почему для своего репертуара музыканты выбрали произведение для голоса с оркестром – «Бал-маскарад», который Пуленк написал в 1932 году на текст M. Жакоба для баритона или меццо-сопрано и камерного оркестра, назвав этот опус «Светской кантатой».

Если уж захотелось французской музыки, и именно Пуленка, то, казалось бы, лучшие варианты лежат на поверхности: его «Сельский концерт для клавесина» с камерным оркестром подошёл бы специфическому составу ансамбля куда лучше – точно так же, как «Непрерывные движения», «Promenades» или французская сюита на темы из сборника танцев композитора XVI в. К. Жервеза для фортепиано.

Фортепиано – это ещё одно горе минувшего концерта. Необходимости в этом инструменте не было в Пуленке – впрочем, как и в сюите Десятникова «Отзвуки театра» (в аранжировке Е. Петрова), изначально для фортепиано написанной: рояль лидировал, а музыка Десятникова – вторичная, неинтересная (её изысканные московские критики именуют либо «постмодернизмом», либо «тонким стёбом») ровным счётом ничего не добавила к репутации «Терем-квартета» как оригинального и ищущего новой музыки ансамбля. Десятников – типичный «пересмешник», а поскольку «Терем» и сам по себе – выдающийся хохмач и безудержно весёлый ансамбль, то веселья не вышло. Был перепев опуса Десятникова, в котором пианист Андрей Диев усиленно «тянул на себя одеяло».

Может быть, Диев и неплохой пианист. Но в контекст «Терема» он явно не вписывался. Во-первых, фортепиано плохо сочетается с народными инструментами. А во-вторых (быть может, и во-первых) инструментальный состав квартета абсолютно самодостаточен: две домры, бас и баян, совмещающий в себе достоинства и рояля, и органа. Расширение «Терема» до квинтета не сработало: будь это челеста или, скажем, ксилофон – возможно, и результат был другой, в звучании появились бы новые краски. А совмещение фортепиано с квартетом народных инструментов вызвало ощущение ложки варенья в хорошем борще: и то, и другое очень хорошо – но порознь.



Сюита из музыки Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» (написанная для спектакля Театра на Таганке), хоть и сделанная в похожей технике коллажа и заимствования, ярка и театральна сама по себе. Хоть и шутили недруги в своё время – мол, «с миру по нитке – музыка Шнитке», – цитирование в этом опусе композитора абсолютно оправданно и несёт конкретные смысловые аллюзии. В отличие, кстати, от пустоватого «смехачества» Десятникова.


Второе отделение, наконец, явило меломанам собственные неповторимые аранжировки «Терем-квартета» (возможно, причина достаточно прохладного приёма публики номеров первого отделения концерта заключалась и в аранжировках Е. Петрова): его открыла увертюра Александра Чайковского к опере «Царь Никита и сорок его дочерей». А дальше пошли номера просто беспроигрышные: «Солдатские страдания» Владимира Дашкевича – это произведение, написанное автором специально для «Терем-квартета» по мотивам его музыки к фильму «Бумбараш»; стихи Юлия Кима очень задушевно пел баянист Андрей Смирнов.



Как выяснилось из программки, программа концерта – это «добрый и немного ироничный портрет города Энска – собирательного образа бесчисленных городков российской провинции». Однако спектакль, для которого и собиралась эта программа – в будущем: его премьера в постановке режиссёра Александра Огарёва, будто бы состоится на сцене Омского академического театра драмы (хотя на сайте театра подобной информации ещё нет).

Как известно, не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает. Наверное, ничего страшного в том, что составившие программу опусы не «собрались в цельное художественное полотно», как было обещано в программке. Дело в том, что «Терем» – это даже не направление в музыке, не виртуозность участников ансамбля и не мастерство их собственных аранжировок. Любой концерт квартета – это восхитительный спектакль, с прекрасной драматургией и удивительным «нервом» (или «драйвом», если угодно). «Терем-квартет» – это, если хотите, культурный феномен Петербурга.

Несмотря на внушительное количество «клонов» (назову лишь «Стиль пяти» или «Магригал») – никто не смог повторить «формулу успеха» музыкантов «Терем-квартета». Причина лежит на поверхности: это талант и высочайшая виртуозность участников ансамбля. Конечно, им «тесно» – за двадцать с лишком лет они переиграли очень много музыки. Однако есть и неосвоенные области: например, музыка барокко, гитарная и лютневая литература.



Надо надеяться, что «теремчане» не обидятся на критику: восхвалений они и так получают достаточно, публика (инертная в первом отделении) буквально визжала от восторга во время исполнения «Падеспани» и «Тустепа» Цыганкова. Ну, а мы гордимся самым петербургским из всех ансамблей народных инструментов и ждём от них новых свершений.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях