Содержание госкомпании «Автодор» может обойтись бюджету в 13,9 млрд руб. за шесть лет. На каждый конкурс по отбору концессионеров она собирается тратить в среднем более 100 млн руб. Запросы «Автодора» превышают расходы на деятельность большинства госкорпораций.
Свои пожелания «Автодор» сформулировал в проекте программы деятельности на 2010-2015 гг., оказавшейся в распоряжении газеты «Ведомости». Госкомпания рассчитывает получить из бюджета взнос в размере 13,9 млрд руб., которые собирается потратить до 2016 г. На прошлой неделе программу рассмотрел наблюдательный совет «Автодора», возглавляемый вице-премьером Сергеем Собяниным, сейчас документ проходит межведомственные согласования перед внесением в правительство.
По словам замминистра транспорта и члена наблюдательного совета «Автодора» Олега Белозерова, основные параметры программы одобрены, а доработка «коснется не содержания, а стиля». К 7 декабря специалисты «Автодора» вместе с чиновниками Минтранса, Минэкономразвития и Минфина должны подготовить обновленный вариант программы.
Расходы на содержание «Автодора» будут расти постепенно: с 838,6 млн руб. в 2010 г. до 3,983 млрд руб. в 2015 г., в среднем — 2,32 млрд руб. в год. Сколько составят конкретные затраты (например, на зарплаты, помещения), в программе не уточняется. Затраты оценивались исходя из 1% от суммарного объема расходов на реконструкцию, строительство дорог и доверительное управление ими, говорится в документе. Это даже меньше норматива, предусмотренного для таких случаев приказами Росстроя (1,3%), пишут авторы программы. Фактические затраты «Автодора» будут даже меньше 1% — строительные расходы компании до 2016 г. составят 1,412 трлн руб. (из них 863,4 млрд руб. — бюджетные средства и деньги инвестфонда).
Затраты на работу госкомпании определялись путем сравнения с расходами на агентство «Росавтодор» (общий бюджет на 2010 г. — 274 млрд руб. — «Ведомости»), которое сейчас занимается дорогами, говорит член наблюдательного совета «Автодора», председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин: «Набовету были представлены доказательства, что они их не превышают». По его словам, пока госкомпании выделено только 14 млн руб. до конца года: это деньги на содержание примерно 20 сотрудников и аренду помещений «на перспективу». По данным чиновника Минфина, к концу 2010 г. «Автодор» рассчитывает увеличить штат до 400 человек. «Об обоснованности выделения 13,9 млрд руб. на содержание компании говорить рано, — замечает он. — Надо смотреть подробные выкладки по затратам. Но 863,4 млрд руб. из бюджета и инвестфонда — это хотелки госкомпании, выделение таких средств не согласовано».
Если заявка «Автодора» будет удовлетворена, он может стать одной из самых дорогостоящих компаний, статус которой определен отдельным законом, а деятельность финансируется из бюджета. Для сравнения, по данным, представленным «Ведомостям» пресс-службами госкорпораций, расходы на функционирование и зарплаты Фонда содействия реформированию ЖКХ за 2008 г. составили 578 млн руб., «Олимпстроя» — 1,5 млрд руб., «Роснано» — 3,2 млрд руб. Представитель ВЭБа отказался от комментариев.
Недешево обойдутся бюджету и конкурсы по отбору концессионеров, которые собирается проводить «Автодор». На восемь конкурсов, по результатам которых планируется привлечь 180 млрд руб., госкомпания собирается потратить 900 млн руб. Столько же она собирается израсходовать на НИОКР, территориальное планирование и проектирование объектов дорожного сервиса, а также разработку механизмов управления транспортными потоками. Такая высокая цена обоснована опытом проведения конкурса по концессии скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-58-й км, говорится в программе, тогда тендер обошелся в 100 млн руб., потраченных из инвестфонда.
Представитель «Олимпстроя» говорит, что на проведение «тысяч» тендеров в 2008 г. было потрачено 6,2 млн руб. В «Роснано» всеми тендерами занимались сотрудники, получающие зарплату, специальные деньги на их проведение не выделялись, утверждает представитель госкорпорации. «Подготовка документов к конкурсам по отбору концессионеров, по сути, серьезный научный труд, это более 300 страниц, где описываются все факторы, расчеты, модели, прогнозы», — говорит Белозеров, поэтому на проведение восьми конкурсов заложены большие деньги.
Расходы на проведение восьми конкурсных процедур гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов оценивает максимум в 1 млн руб. Даже с учетом привлечения экспертов для составления конкурсной документации 900 млн руб. — огромные деньги, замечает он. Цифра в 13,9 млрд руб. на шесть лет не выглядит слишком вызывающей, если нужно создавать компанию с нуля и нанимать сотни сотрудников, говорит партнер ФБК Игорь Николаев. А вот конкурс стоимостью 100 млн руб. — слишком дорогое мероприятие, отмечает Николаев.