Арт-события недели женственны, чувственны и мечтательны. Три персоналии – три художницы, и все стремятся к гармонии: людей и животных, формы и содержания, внутреннего и внешнего мира.
Басни о главном
С 1 декабря галерея «Борей» показывает выставку финской художницы Хейди Хяннинен. Ей 27 лет, она учится в Университете Лапландии, которая, оказывается, не только родина Санта-Клауса. Прошлый год Хейди провела в России, и эта выставка – своеобразное выражение благодарности месту стажировки. Немножко пугает невнятно-глубокомысленное название «Черные и белые басни о том, как всё сломалось и что потом произошло, и некоторые мечты о жизни...». Хотя это и правда в некотором роде басни в традициях Лафонтена–Крылова: люди, животные (в основном лисы), птицы и машины вступают в разнообразные отношения, вплоть до интимных. Присутствует и мораль, выраженная в подписях к работам: птица сидит на плече человека – «Домой», человек и лиса идут через поле – «Будь нежен со мной», лиса принюхивается к бульдозеру – «Возьми меня», еще лиса свернулась в клубок позади экскаватора – «После секса». Похоже, художница мечтает о том, чтобы все машины сломались, а животные очеловечились. Правда, люди у нее похожи то на роботов, то на манекены – может быть, в экологически чистой Финляндии именно лисы уже и считаются людьми?
Цветы социализма
В четверг 3 декабря Русский музей отмечает столетие со дня рождения скульптора фарфора Серафимы Яковлевой (1910–1993) открытием персональной экспозиции в Строгановском дворце. Это – выставка-дежавю: Яковлева 53 года проработала на Ленинградском фарфоровом заводе и создала ряд классических форм советского фарфора, до сих пор украшающих иные шкафы-горки. Другие мастера художественной лаборатории завода, крупного оплота борьбы за идеологически верный быт, переносили в фарфор идеи супрематизма, принципы древнерусской живописи, мирискусническую декоративность, она же придумывала формы как таковые – от растительных до геометрических, от исторических до авангардистских. Ее главное творение – форма «Тюльпан», на основе которой был создан самый знаменитый сервиз завода – «Кобальтовая сетка» (роспись Анны Яцкевич).
Потом были «Лотос», «Восточный», «Весенняя» – всего около сорока форм сервизов; они и сейчас представлены в массовой продукции завода, но «Тюльпан» особенно востребован. Кроме того, Яковлева впервые в истории советского фарфора привлекла в качестве образца древнекитайские вазы: получилось просто, эргономично и в то же время изящно. Специально для выставки Императорский фарфоровый завод, бывший ЛФЗ, подарил музею 47 работ Яковлевой, а другая часть экспозиции предоставлена семьей художницы.
Я тебе понравлюсь
В воскресенье 6 декабря в Музее сновидений Зигмунда Фрейда открывается выставка московской художницы Марии Погоржельской «Эмо». Новая серия картин основана на выложенных в интернете автопортретах типичных представительниц этой молодежной субкультуры, которая выше всего ценит эмоции – особенно из разряда оттенков грусти: тонкие фигурки, обтягивающая одежда, будь то деловой костюм или шорты и топ на бретельках, обесцвеченные волосы с цветными прядями и обязательно – жирно подведенные глаза. Подростки в переходном возрасте, успевшие настрадаться от неразделенной любви, замкнуты на себе, нарциссичны – бесконечно фотографируются, пытаясь поймать в объектив свой внутренний мир, – а втайне мечтают покорить Вселенную. Работы хорошо иллюстрируют авторский стиль Погоржельской: соединение академической живописи и цифровых фотоснимков, предпочтение любительских работ, крупный план.
Художница сохраняет взгляд сверху вниз и в кадр, но обрезает изображение до овала – тут и зеркало, и текучая форма рамы в живописи рококо, подчеркивающая хрупкость и меланхоличность моделей. Девочка эмо – младшая сестра Барби, ей не надо замуж, не надо в топ-модели, она просто хочет внимания и понимания.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру