Прокуратура запретила госархиву, выдающему справки о стаже работы, брать с горожан деньги за свои услуги. Нарушение законодательства поставлено «на вид» и вице-губернатору Петербурга Валерию Тихонову, который курирует архивное дело. Архивариусы не согласны с надзорным ведомством. Из-за запрета «на коммерцию» они лишились прибавки к скромным зарплатам. А граждане — возможности получить нужные документы быстрее.
Факт выдачи платных справок в ГУ «Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга» прокуратура установила в ходе проверки, которая была проведена по заявлению петербурженки. Прокурор Центрального района опротестовал приказ руководителя архива, устанавливающий порядок оказания платных услуг.
Прайс-лист, по некоторым данным, содержал в себе следующие цифры. Для того, чтобы получить справку о заработной плате, гражданин должен был заплатить по 160 рублей за каждый год работы. 762 рубля составляла стоимость справки, подтверждающей общий стаж работы. 962 рубля — справки о льготном стаже (подтверждение факта работы во вредных и тяжелых условиях труда), которая дает основание для оформления досрочной пенсии — мужчинам с 55 лет, женщинам - с 50. Справки выдавались не в тот же день, а через 10 рабочих дней после обращения.
Каков порядок оказания услуги сейчас, корреспондент «Фонтанки» узнал, представившись внучкой пожилого человека, которому в срочном порядке необходима справка «о заработной плате за определенный период времени». Главный архивист Зарина Осина сообщила, что «с сегодняшнего дня платная услуга отменена, и документа придется ждать от месяца до года, как и 7 тысячам граждан, ожидающим своей очереди».
Директор архива Любовь Иванова категорически не согласна с прокуратурой и ссылается на решение архива и архивного комитета, которые изначально «дали добро» на оказание платных услуг. Впрочем, дав право на ведение коммерческой деятельности, архивный комитет в свое время, судя по всему, дабы обезопасить себя, свое же решение отменил, требуя от архива внести поправки в устав и утвердить их в КУГИ. После завершения всех «бюрократических» процедур оказание платных услуг было возобновлено.
«Раньше у нас была коммерческая услуга, но по протесту прокуратуры нам это дело прикрыли. Непонятно — то нужна наша услуга, то не нужна. То отменяют, то вводят! На начало следующего года очередь составляет уже семь тысяч человек! Платные справки у нас делало очень много народу — 25-30% в год», - сообщила Осина. Архивист затруднилась ответить, есть ли шанс вернуть столь востребованную услугу, посоветовав лишь «дедушке» обратиться с ответной письменной жалобой в прокуратуру и потребовать разрешить платные справки.
Сам госархив никаких попыток отстоять «коммерцию» предпринимать не будет. Директор архива не скрывает того, что, в первую очередь, ждет проявления инициативы от измученных граждан. «Если граждане будут заинтересованы в этой услуге, они будут добиваться того, чтобы она была возобновлена. Мы, в свою очередь, готовы пойти им навстречу», - отметила Любовь Иванова.
На замечание корреспондента «Фонтанки», который напомнил директору архива о существовании ст. 26 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», согласно которой запросы социально-правового характера должны исполняться на безвозмездной основе, Иванова заявила: «Мы уверены, что закон не нарушили. Платные справки на общую очередь не влияли, поскольку сотрудники делали их на основании личных обращений граждан на добровольной основе вечерами после окончания рабочего дня, таким образом, мы, наоборот, не так сильно, но все же сокращали очередь, которая на сегодняшний день составляет более 7 тысяч человек и растянута на 10 месяцев вперед».
Сотрудники архива предостерегают: «Мы уверены, что очередь в ближайшее время не «рассосется», поскольку каждый день к нам приходит в среднем по 150 человек, а реально мы можем сделать 30, максимум 40 справок. Несделанное каждый день накапливается». Любовь Иванова объясняет замедленный темп работы нормами времени и выработки, утвержденными Росархивом: в один день одним человеком оформляется одна справка о заработной плате. Тем не менее, директор архива отмечает, что сотрудники стараются, как могут, и справок делают значительно больше положенного. Правда, это если «на исполнении» сидит минимум 10 человек. В таком случае, по словам директора архива, получается до 20-30 справок в день. Любовь Иванова пеняет на крохотные заработные платы, которые отталкивают потенциальных работников. «Со всем управиться мы сможем, если наш штат будет состоять, по меньшей мере, из двухсот человек. Недавно нам выделили кадры - всего 15 человек. Впрочем, мы не знаем ни когда они придут, ни куда их сажать, ведь и рабочих помещений у нас нет», - сетует руководитель архива.
Что касается финансовой стороны дела, Любовь Иванова утверждает, что денежные средства, добытые «коммерческим путем», шли в бюджет Петербурга. «Все было согласовано с городом! Если справка была готова, мы выдавали человеку заполненную квитанцию, далее гражданин производил оплату через сберкассу, ведь у нас централизованная бухгалтерия при архивном комитете. Далее эти деньги поступали в бюджет. У нас был счет в комитете финансов, который впоследствии занимался соответствующим распределением денежных средств, согласно положению. Мы, в свою очередь, стимулировали наших сотрудников и выплачивали им часть этих денег в качестве премии», - пояснила Иванова.
Что же касается очереди, то в ближайшее время она будет только увеличиваться — в связи с нововведениями в пенсионной сфере. «В ближайшее время мы ожидаем приток граждан. Несмотря на то, что говорят о том, что локализация пенсий будет производиться автоматически, пенсионный фонд нас предупреждает, что не все так просто. Раньше в том случае, если гражданин, желая оформить пенсию, обращался в пенсионный фонд с трудовой книжкой, и инспектору там что-то не нравилось, например, печать смазана или еще что-то, то человека заставляли подтверждать стаж работы, и с целью получения этой справки он приходил к нам. Если человек работал в какой-нибудь конторе пару лет, то он, как правило, не занимался подтверждением стажа, поскольку на пенсии это особо не отражалось. Теперь стаж имеет огромное значение — за каждый год предполагается доплата. Все, скорее всего, ринутся к нам», - прогнозирует Любовь Иванова.
Ей вторит и Зарина Осина, которая предупреждает, что «в этом случае Госархив продержится максимум три месяца». По ее словам, после того, как пенсионный фонд начнет запрашивать стаж, вся остальная очередь встанет. Минимум, на год.
Отметим, что на странице Госархива, расположенной на официальном портале администрации Санкт-Петербурга, клиентов предупреждают о том, что «в связи с большим количеством запросов граждан, поступающих в архив, срок их исполнения может составлять порядка 12-ти месяцев».
Справка:
Центральный государственный архив документов по личному составу ликвидированных государственных предприятий, учреждений, организаций Санкт-Петербурга (ЦГАЛС СПб) создан по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 11 марта 1999 г. № 244-р с целью сохранения и дальнейшего использования в интересах граждан документов ликвидированных учреждений, предприятий, организаций. На 1 января 2006 г. архив принял 293 тыс. дел от ликвидированных государственных и негосударственных организаций и предприятий, из которых сформировано 504 фонда. Документы архива имеют большое социально-правовое значение для населения города.
Александра Гармажапова
Фонтанка.ру
Прокуратура - архиву: торг здесь не уместен
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ