В 9.00 он уже спешит на студию RWS, где снимается в роли Буратино в новогоднем мюзикле «Золотой ключик». Днем отправляется на репетицию спектакля «Кушать подано» в Театр эстрады. А голова занята мыслями о 21 ноября: Театр эстрады, где Юрий Гальцев теперь служит худруком, отметит 70-летний юбилей. В итоге интервью «Культурной столице» Гальцев дал, не снимая грима Буратино.
– Юра, какой замечательный нос! Как вам в нем играется, поется? Да еще в компании с красоткой Анной Семенович?
– А что? Текст – смешной, мотивчик веселый, зажигаем! Анечка меня вообще удивила. Я думал, она только поет. Но у нее очень хорошая речь, она контактна, камера ее любит. У нас отличный актерский состав. Сниматься у режиссера Александра Игудина всегда интересно.
– Это ему в голову пришла идея наклеить вам нос?
– Буратино – мой давний приятель. Еще в детском саду мама сделала мне из газеты носик и колпачок, и я сыграл Буратино. Потом мы с Геной Ветровым снимали ТВ-шоу «Веселые картинки», и там мой Буратино стал новым русским, в красном пиджаке, весь в золоте, а все у него, и Папа Карло, и Карабас-Барабас, служили на посылках. И вот третья попытка. Правда, сейчас у меня образ другой. Уже не мальчик, а хитрец в возрасте, немало повидавший, и он, как говорится, включает дурака. Ну и нос с каждым разом у меня всё лучше, длинней. Нынешний – вообще произведение искусства работы Ани Эсмонт. Специально отлит под меня, и в каждый съемочный день – новый, а «монтаж» носа занимает не меньше часа. Зато мне в нем легко, хоть целый спектакль играй. Вечером сниму, и такое ощущение, что чего-то не хватает.
– Говорят, вы в нем на концерт с участием губернатора вчера отправились?
– Это кто над вами, Миша, пошутил? Нет, я просто отпросился со съемок на концерт в честь Дня милиции, где, кстати, выступал со своим старым другом Леней Лейкиным. Знаменитый лицедей вернулся из цирка Дю Солей в родной город.
– Когда-то вы были два «бродячих» мима, а теперь у Лейкина свой клуб в новом здании театра «Лицедеи», а у Гальцева и вовсе – Театр эстрады.
– И голова моя забита мыслями о 21 ноября, юбилее театра. Недавно мы с Алики (Алики Усубиани – директор Театра эстрады, постоянный менеджер Гальцева. – М.С.) были в Москве. Константин Аркадьевич Райкин позвал нас на юбилей театра «Сатирикон». Этот театр тоже имени Аркадия Райкина. В России всего два театра имени Аркадия Исааковича, гениального актера. Так что мы счастливы, гордимся этим. И хотим свой праздник провести достойно. Многие приедут – из Москвы, отовсюду. Я сам старался всем звонить. Очень дороги нам те актеры, что когда-то работали с Аркадием Исааковичем, не важно – знамениты они или нет. Вспомним, отдадим дань мастерам ленинградской эстрады.
– А накануне премьеры спектакля «Кушать подано», что состоится 14 и 15 ноября, волнуетесь?
– Конечно. Роль драматическая, меня там никто не узнает.
– Но название юморное, водевильное – «Кушать подано».
– Название я придумал. А вообще это детективная пьеса «Угощение на четверых» Вольфганга Колахадзе и Риты Цаммер. Это наши эмигранты, которые жили в Австрии. Пьеса написана в 40-50-х годах. Мне многие предлагали какие-то театральные проекты, но я давно хотел поработать с режиссером Виктор Крамером и продюсером Натальей Колесник. Ну, вот, работаем. Это сложный спектакль. Интриги, клоунада, танцы, даже фокусы. У меня замечательные партнеры: Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина и Елена Спиридонова.
– Говорят, что Ирина Ракшина, ваша супруга, уйдет из Театра Ленсовета в новую труппу Театра эстрады. У вас в театре будет своя труппа?
– Труппа, конечно же, будет, но, в основном, буду набирать на договор. А постоянных актеров будет 4-5.
– Всего-то?
– Но пять человек – очень много. Мы тут двое-трое играем на сцене – и то хорошо. На договор же позовем не только актеров, но еще и хороших музыкантов, джазменов.
– Юрий Николаевич, я в нескольких недавних интервью опять прочитал про ваши планы. Но про планов громадье вы говорили еще прошлой зимой, когда вступили в должность. А такое чувство, что в Театре эстрады пока ничего кардинально не изменилось.
– Полгода ушло на оформление документов. В феврале нам дали театр, и началась эпопея с отсоединением от «Петербург-концерта». Я только и делал, что бегал с бумагами по кабинетам.
– И вам было жизненно необходимо отсоединиться?
– Ну, конечно! Мы подчиняемся Комитету по культуре, и тем не менее у дома должен быть свой хозяин, своя голова. Иначе смысла нет всё затевать.
– Говорят, Гальцев выгнал половину обслуживающего персонала, теперь взялся за «Наш театр» Льва Стукалова, что был прописан в Театре эстрады.
– Ну как я могу кого-то выгнать, если еще когда был студентом, некоторые тетеньки и дяденьки из обслуживающего персонала тут уже работали? А «Наш театр»… Во-первых, очень хорошие ребята-актеры, во-вторых, у них нет своей крыши, сцены. Мы оставляем их до мая, полностью. Хотя какой другой руководитель оставил бы другой театр в своем театре? Ну, представляете?! А я оставил. Но мы будем менять творческую политику. У Стукалова 4-6 раз в месяц спектакли идут. Я считаю, это много.
– В зале Театра эстрады сейчас сколько мест?
– Было 420, мы уже что-то придумали: стало 506. Но всё равно мало! Нужно минимум 700. В 2011 году закрываемся на капитальный ремонт, уберем балкон, удлиним зал, получим желаемые 700 мест.
– Иначе не пригласить звезд, не наскрести денег на нужный гонорар?
– На звезд-гастролеров нужен зал, начиная с полутора-двух тысяч мест. Гонорары знаменитых мы всяко не потянем. Но есть варианты. Будем приглашать просто на добром слове: пожалуйста, отыграй! Ну а что такого? Я тоже нередко так играю, приезжая к друзьям. Конечно, будем что-то придумывать, спонсоров искать. Но, к счастью, не всё в деньги упирается.
– А опыт Геннадия Хазанова, что рулит Московским театром эстрады, будете использовать?
– Я так понимаю, что у него эстрады вообще нет. Какие-то приглашенные эстрадные артисты там выступают, я тоже выступал, но сам Геннадий Викторович не работает эстраду. Видать, уже наигрался.
– Многие бывшие коллеги проклинают Хазанова за то, что изгнал эстраду из своего театра, считая ее мертвым жанром, а он все равно гнет свою линию.
– Ну, видите – догнул-таки! Раньше сильно недруги шумели, сейчас потише, а скоро вообще перестанут.
– А у Гальцева много недоброжелателей?
– Я сплетни не коллекционирую. Главное, чтобы у нашего театра была своя линия, своя политика. Чтобы зритель, переступив порог нашего театра, сразу начинал улыбаться. Поэтому «Гамлета» и «На дне» у нас точно не будет.
– Вам не кажется, что само слово «эстрада» в наше время звучит анахронизмом, оно просто непонятно молодому зрителю?
– Так это слово давно уже уходит из лексикона, но все никак уйти не может. Еще Андрей Миронов говорил: «Что это такое, эстрада?» Мы привыкли к советской эстраде 60-70-х, когда показывали по телевизору Владимирова и Тонкова (их «Бабки» по сей день непревзойденные). Те же райкинские миниатюры, программа Александра Иванова «Вокруг смеха» – вот это для меня эстрада. И я слова «эстрада» не боюсь. Хотя если смотреть, что сейчас делают «Комеди Клаб» и «Наша Раша», то эстрада давно уже, как говорится, померла.
– Вы на полном серьезе считаете, что у эстрады есть будущее?
– Я думаю, есть. Эстрада всегда была штучным товаром. Всегда актеры прикидывались. Помимо серьезного творчества они немного «шизовали». Вот откуда пошла эстрада. И в наш театр вернется ленинградская эстрада: очень хочу сделать спектакль со стихами Сергея Михалкова, но, конечно, с новым видением, иным решением, чтобы молодежь подтянуть. Помните «Необыкновенный концерт» Образцова? Мы же умирали со смеху. Главное – ход найти. Идея нужна, тогда все будет классно – и сегодня, и всегда.
– Театр начинается с вешалки. А ваш с чего?
– С моим приходом сделали туалеты! Смех и грех, но санузлы у нас были «совмещенные»… с соседним рестораном. «Вешалками» мы тоже занялись – расширили гардероб. Комитет по культуре выделил нам деньги на звуковую и световую аппаратуру, скоро установим.
– А вообще Гальцев надолго пришел в этот театр?
– Не знаю. Но я уже свою лепту внес: мы отделились от «Петербург-концерта». Вот премьеру выпустим. И уже второй спектакль репетируем, третий готовим.
– Еще не выпустив «Кушать подано», уже второй репетируете?
– Да. Никто не верит. Но я просто живу в театре. Репетируем пьесу Горина «Феномены». А в третьем проекте стану еще и режиссером. Мы и эмблему свою придумали, и афишу свою. Косте Райкину показывали, ему приглянулось: портрет папы, Петропавловка…
Михаил Садчиков,
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего