Оказывается, что губернатору Матвиенко эскорт не полагается — он полагается члену Госсовета при президенте РФ Матвиенко. Исходя из этого получается, что она не просто должна всякий раз подавать специальные заявки на сопровождение, но и как-то объяснять совпадение служебных целей этих двух своих ипостасей.
Петербуржцам нередко приходится стоять в пробках, вызванных проездом кортежей высокопоставленных чиновников. И если, к примеру, Медведев или Путин в город приезжают все-таки не каждый день, то губернатор Валентина Матвиенко в неустанных хлопотах о городском хозяйстве разъезжает по северной столице и пригородам постоянно. И каждый раз кавалькада губернаторских автомобилей сопровождается эскортом машин ГИБДД, которые, собственно, и отвечают за то, чтобы там, где градоначальнице надо, было перекрыто, огорожено и безопасно.
Но оказывается, что губернатору Матвиенко эскорт не полагается — он полагается члену Госсовета при президенте РФ Матвиенко. Исходя из этого получается, что она не просто должна всякий раз подавать специальные заявки на сопровождение, но и как-то объяснять совпадение служебных целей этих двух своих ипостасей.
Как сообщил ЗАКС.Ру председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного Леонид Богданов в официальном ответе на запрос редакции, сопровождение кортежа Валентины Матвиенко автомобилями Госавтоинспекции осуществляется исключительно из-за ее статуса члена Госсовета.
Чиновник ссылается на два документа — на распоряжение президента от 25 мая, которым Матвиенко вводится в состав президиума Госсовета, и на Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями ГИБДД от 17 января 2007 года.
Надо сказать, что состав президиума Госсовета меняется, согласно Положению о Госсовете, раз в полгода. Хотя, безусловно, точные сроки — день в день — не соблюдаются, членство в нем длится примерно около шести месяцев. По принципу ротации состав президиума обновляется полностью, то есть каждый раз в него входят новые главы регионов. Матвиенко лишь второй раз входит в президиум, впервые это было в период с 19 июля 2004 года по 16 марта 2005 года. И примерно в конце ноября — начале декабря ее деятельность в этом статусе, скорее всего, прекратится вновь.
Но вообще не вполне понятно, зачем Леонид Богданов цитирует это распоряжение, потому что в состав Госсовета (не президиума) входят, собственно, все губернаторы российских регионов и то, входит ли Матвиенко в президиум или не входит, к делу не относится.
Пункт 7 Положения о сопровождении транспортных средств гласит, что "сопровождение с применением автомобилей Госавтоинспекции может осуществляться" в том числе "в случае следования автомобильным транспортом члена Государственного совета Российской Федерации в служебных целях". Леонид Богданов, правда, цитирует документ чуть иначе: сопровождение в его ответе не "может осуществляться", а "осуществляется".
Согласно пункту 9 того же Положения, рассмотрение вопроса о назначении сопровождения осуществляется территориальными органами управления и подразделениями Госавтоинспекции в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ. Порядок же этот определен приказом МВД №767 от 31 августа 2007 года "Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции".
В частности, в приказе сказано, что вопрос о выделении сопровождения рассматривается на основании заявки, подаваемой по определенной форме. Заявка должна подаваться не менее чем за 10 дней до планируемой перевозки и быть рассмотрена в 5-дневный срок. По форме в заявке должны быть указаны часы, минуты, число и месяц периода, в который требуется сопровождение, адрес места начала перевозки, названия автомобильных дорог по маршруту перевозки и адрес места окончания перевозки, что, очевидно, исключает возможность подачи заявки сразу на несколько месяцев или лет вперед.
На этом мытарства губернатора не заканчиваются, потому что при организации сопровождения члена Госсовета, как отдельно упомянуто в инструкции, заявки на сопровождение — по результатам их рассмотрения — передаются в региональные органы МВД для разработки специального плана обеспечения безопасности члена Госсовета.
Сопровождение обусловлено и другими ограничениями. Но описаны они так, что вроде бы и не обязательны для чиновников. Так, в случае если осуществление сопровождения требует временного ограничения или прекращения движения на автомобильных дорогах или их участках, заявителю (организатору перевозки) лишь предлагается дополнительно согласовать ее с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в чьем ведении находятся эти автомобильные дороги или их участки.
Инструкция предписывает при необходимости "вносить корректировки в расстановку сил и средств по маршруту сопровождения, организовывать дополнительные посты и маршруты патрулирования", инициировать решения органов внутренних дел "о принятии дополнительных мер по обеспечению общественного порядка и безопасности в местах остановки сопровождаемых транспортных средств", а также оповещать участников дорожного движения и население, в том числе с использованием средств массовой информации, в случаях введения ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах. Понятно, что если необходимость в первых двух пунктах возникает регулярно, то нужда в информировании людей о перекрытиях движения на пути кортежей "организаторам перевозок" может разве что в страшном сне присниться.
Кстати, в инструкции сказано и то, что при осуществлении сопровождения не допускаются отступления от требований Правил дорожного движения, связанные с выездом на встречную полосу, на запрещающий сигнал светофора, с превышением установленной скорости движения и движением через железнодорожные пути. Запрещено отклонение наряда сопровождения от установленного маршрута движения, а также стоянка автомобилей сопровождения вне специально приспособленных или обозначенных мест.
Впрочем, каждый человек, ставший свидетелем проезда губернаторского кортежа, может заметить, что кортеж не проезжает на красный свет хотя бы потому, что по маршруту следования светофоры для главы региона всегда зеленые. Видимо, это входит в "специальный план обеспечения безопасности" — однако из инструкции непонятно, каким нормативным актом он регулируется, и получается, что в непроницаемом, казалось бы, частоколе положений, инструкций и приказов лазейки для произвольных решений остаются.
Но и это не дает полной картины обоснования необходимости эскорта. Госсовет является всего лишь органом совещательным, а не органом госвласти, задачи его определены, а принципы назначения его членов и губернаторов совершенно разные, то есть работа в Госсовете не тождественна работе губернатора, возглавляющего исполнительную власть в регионе. Собирается Госсовет всего четырежды в год, а президиум — не чаще одного раза в месяц, причем заседания проходят, как правило, в разных городах России, а вся роль президиума — рассматривать план работы Госсовета и анализировать его решения. Таким образом, работа губернатора в качестве члена Госсовета подразумевает занятость всего в несколько дней в году, причем за пределами Петербурга.
В то же время упомянутое Положение прямо гласит, что сопровождение выделяется члену Госсовета, если он едет куда-либо в служебных целях. Из этого логично заключить, что сопровождение должно выделяться губернатору, только если он едет по службе в качестве члена Госсовета, а не как губернатор, ведь цели Госсовета, в соответствии с положением о нем, стратегические (например, "обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Федерации и регионов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма") и вряд ли рабочие поездки главы региона входят в эти рамки.
С другой стороны, нельзя исключить, что чиновники на всякий случай записывают всю работу губернатора в дела, "имеющие важное государственное значение", ведь итоги любой инспекции по району могут быть доложены президенту в рамках, скажем, обсуждения вопросов, касающихся соблюдения законов органами власти и местного самоуправления, да и в целом, ведь во время поездок губернатор может, например, размышлять о важных вопросах федерализма в России.
ЗАКС.Ру продолжит выяснять, какие действия губернатора трактуются как действия губернатора, а какие — как действия члена Госсовета.