В музыкальной афише следующей семидневки саксофон соседствует с органом и экзотическим музыкальным инструментом валторной-пикколо. Баха и джаз играют в рамках одного концерта. «Пять песен» Вагнера сообщают о его самоотверженной любви. Владимир Фейертаг рассказывает о джазе так, как кроме него не умеет никто.
Любовь, быт и Мендельсон
31 октября в Большом зале Филармонии Академический симфонический оркестр филармонии выступит с программой из музыки немецких композиторов. Довольно редко звучащие у нас вокальный цикл для сопрано с оркестром «Пять стихотворений Матильды Везендонк» Вагнера и «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса должны вызвать интерес у меломана.
Вагнеру было свойственно экстатическое понимание любви как мистерии — об этом, например, свидетельствует его опера «Тристан и Изольда». Однако в этой музыкальной драме нашла свое отражение и драматичная история запретных отношений Вагнера с женой друга — мецената Отто Везендонка. Сама Везендонк брала уроки у Вагнера, поскольку была музыкантом, а также прекрасной поэтессой, и пять стихотворений своей возлюбленной, на которые Вагнер написал «Песни», подобраны не случайно: «Пять песен» – это воспоминание о дружбе, любви и самоотречении Рихарда Вагнера и Матильды.
Контрастом к высокой страсти Вагнера выглядит вполне по-бюргерски уютная одночастная «Домашняя» симфония (или Sinfonia domestica) Р. Штрауса.
Дирижирует Владимир Альтшулер, солистка – Елена Япарова. В концерте также прозвучит «Прекрасная Мелузина» Мендельсона.
Джаз и джинсы: можно расслабиться
1 ноября в Большом зале Филармонии с программой «Весь этот джаз» выступит петербургский композитор и пианист-импровизатор Андрей Кондаков, чьи джазовые вкусы вполне консервативны. К нему присоединятся гитарист Андрей Рябов, известный контрабасист Владимир Волков, играющий музыку барокко и джаз, Гарри Багдасарьян (барабаны), Алексей Чижик (вибрафон) и трубач Вячеслав Гайворонский. Они исполнят оригинальные композиции и джазовую классику.
Тут не менее интригующим обстоятельством является тот факт, что вести концерт будет Владимир Фейертаг. Еще будучи студентом филфака, Фейертаг собрал джаз-оркестр, играл на фортепиано и писал аранжировки. В 1960 году опубликовал брошюру «Джаз», ставшую первой книгой о джазе на русском языке. Он входил в жюри почти всех джазовых фестивалей и конкурсов, выступал с лекциями о джазе, в 1965 году получил официальный статус лектора-музыковеда Ленконцерта и организовал первые в СССР филармонические абонементы, посвященные джазу.
Многие советские джазовые коллективы приглашали Фейертага в качестве ведущего. Неутомимый пропагандист джаза, он постоянно сопровождал своими комментариями выступления Леонида Чижика, ансамбля «Аллегро», а в Ленинграде неизменно сотрудничал со всеми джаз-группами (оркестр Иосифа Вайнштейна, ансамбль Давида Голощекина, «Ленинградский диксиленд», бэнд Алексея Канунникова и др.). Недаром в среде джазменов шутили, что участие Фейертага в концерте — это уже половина успеха. На концерт стоит сходить просто для того, чтобы увидеть и услышать эту обаятельнейшую «джазовую энциклопедию».
А 3 ноября в БЗФ откроется цикл «Во фраках и в джинсах», который в прошлом году — как говорят в Филармонии — «пользовался большой популярностью у петербургской публики». Схема концертов проста: в первом отделении музыканты в своей обычной «униформе», то есть во фраках, играют классику, а во втором, переодевшись в джинсы, играют мелодии из кинофильмов. Ведёт эти концерты (довольно косноязычно) радиоведущий Александр Малич, откровенно «плавающий» во всём, что касается академической музыки. В этот раз симфонические поэмы Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима», а также музыку Эллингтона, Морриконе и других «киношных» композиторов сыграет Академический симфонический оркестр филармонии под управлением итальянца Федерико Мондельчи — весьма посредственного саксофониста и совсем слабого дирижёра. Так что, как говорится, «думайте сами, решайте сами».
Орган-«измы»
Разнообразные «циклы» – довольно популярная вещь у наших чиновников от музыки. В концертном зале Мариинки ещё и месяца не прошло, как орган открылся, а цикл «Четыре века органной музыки» уже готов! 5 ноября на органном вечере пьесы Жана Франсуа Дандриё Первую органную книгу Луи Маршана и Органную мессу Иоганна Себастьяна Баха исполнит Олег Киняев.
Если уж и говорить об органных циклах и абонементах, то надо обратить взор в сторону Академической Капеллы им. Глинки: там пятого ноября пройдёт концерт абонемента «Всемирная история органной музыки» (ему, кстати, пошёл второй год) под названием «Библия органиста. Творчество И. С. Баха», в котором выступит один из самых ярких музыкантов нашего времени, виолончелист и органист Александр Князев. В концерте примет участие скрипачка Алёна Баева.
Орган и джаз «в одном флаконе»
6 ноября в Большом зале Филармонии ещё одна программа из разряда «популярных» или «занимательных» (кстати, далеко не худший образец подобной программы): органно-инструментальный вечер «От классики до джаза» публике представят органист Владимир Хомяков и немецкий музыкант Даниэль Шмаль, играющий на достаточно экзотической валторне-пикколо и трубе. В программе Концерт для валторны-пикколо и органа Марчелло, Прелюдия и фуга ля минор, Ария для валторны-пикколо и органа (из сюиты №3) Баха, Адажио и Концерт для валторны-пикколо и органа Альбинони, Вальс для трубы и органа (из Сюиты №2 для джаз-оркестра) Шостаковича и «Июльская импровизация» Хомякова.
Отметим, что заслуженный артист России Владимир Хомяков является лауреатом первой премии международного конкурса «Джаз на церковном органе» (Ганновер, Германия). Даниэль Шмаль с детства играл на скрипке, фаготе, фортепиано и даже брал уроки пения, но всё-таки стал трубачом. Вдохновленный искусством великих мастеров эпохи барокко, свой дебютный альбом, куда вошли композиции классического и романтического периодов, а также сочинения Астора Пьяццоллы и джазовые композиции Майлза Дэвиса, он назвал «Назад к Баху».
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру