Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Дети лишились «Жизни»

Дети лишились «Жизни»

783
lisahome.ucoz.ru

Больше года назад «Фонтанка» рассказывала о маленьком приюте в Красногвардейском районе, который помогает детям-сиротам. Тогда социальное учреждение находилось на грани закрытия. После публикации чиновники обещали помочь, но так и не смогли. Теперь приют закрывают. Если, конечно, не произойдет чудо...

В коридоре приюта «Жизнь» непривычно тихо — малыши уже не высыпают гурьбой навстречу гостям: в квартире, ставшей домом для десятков детей, осталось только четыре воспитанника, но и они вскоре разъедутся по казенным учреждениям. Директор Елена Кукушкина показывает опустевшие комнаты и груды мешков:

- Вот, собираемся потихоньку. Вещи будем отдавать в детский дом, коньки роликовые ребята возьмут с собой...

«На чемоданах» здесь жили давно. Приют был образован в 1997 году петербургским бизнесменом. Однако потом его дело (как и у многих других в то время) заглохло, и от благого начинания пришлось отказаться. Заведение, расположившееся в ведомственном общежитии, выжило не благодаря, а вопреки, но все-таки выжило и работало. В общежитии, между тем, проходила приватизация комнат. В 2003 году социальное учреждение отдало порядка 500 квадратных метров, весной 2008-го подселенцев настойчиво попросили освободить остальные. Казалось, выхода нет. Но и тогда приют не закрыли. Грядущее выселение получило резонанс. Чиновники пообещали решить проблему, начали искать помещение. Елена Васильевна надеялась, что переезд не за горами. А потом «грянул гром» - вступили в силу поправки к закону «О конкуренции», изменившие порядок предоставления площадей под социальные нужды. Раньше город по ходатайству профильных комитетов мог отдавать метры социально значимым организациям по арендной ставке. С июля 2008 года все должно проходить через торги. Но... Во-первых, подходящих для социалки метров не так много. Во-вторых, у учреждений, подобных приюту «Жизнь», просто нет денег на участие в торгах и аренду «по полной». Авторы поправок это как-то не предусмотрели и не продумали варианты «исключения из правил».

Пока чиновники ломали голову над тем, как помочь организации, в приют пришли пожарные. И, как в случае с Ломоносовским домом ребенка, по суду ему дали полгода на исправление нарушений правил пожарной безопасности (которые в помещении, не приспособленном под соцучреждение, соблюсти невозможно). Так «Жизнь» стала еще одной жертвой кампании, объявленной президентом Медведевым после трагедии в доме престарелых в Коми. Часть предписаний пожарных можно было выполнить, но часть была не преодолима — за пожарную сигнализацию без договора аренды на помещения не бралась ни одна специализированная фирма. В итоге разрешения на дальнейшую работу приюту не дали.

За 13 лет, которые существует «Жизнь», здесь побывали более 560 детей. Около 200 из них потом смогли вернуться домой или обрели опекунов или попечителей, еще столько же были отправлены в школы-интернаты или детские дома. Здесь они адаптировались к жизни в коллективе, а привыкание к казенному дому проходило менее болезненно.

С частным приютом «Жизнь» охотно сотрудничали муниципальные органы опеки и районные отделы по делам несовершеннолетних. Отзывы — самые хорошие.
- Приют «Жизнь» был для нас очень большим подспорьем. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могли на первое время попасть туда, пока определяли их статус и искали родителей. Только в прошлом году от нас в «Жизнь» попали 5 детей. С ними постоянно проводили огромную работу, помогали вернуть веру в добро. Кроме того, дети постоянно ходили в музеи, на выставки, ездили на море и в пригород. На территории нашего МО нет своего детского дома и приюта, зато дети иногда сами приходили в «Жизнь». Для спального района с не очень благополучной обстановкой необходим такой приют. Там всегда принимали детей. Мы даже писали ходатайство в администрацию и муниципалам с просьбой о том, чтобы это учреждение оставили. Без него будет трудно, — признаются в отделе опеки МО «Ржевка».

«Мы с ними работали очень плотно. Отзывы очень положительные со всех сторон. Приют очень хорошо работал и оказывал очень большую помощь нам. Несмотря на то, что его не будет на территории нашего района, мы все равно планируем взаимодействовать», - рассказали «Фонтанке» в отделе опеки МО «Малая Охта».

«В приюте была создана домашняя обстановка — очень комфортная, спокойная. Особенно хорошо это для маленьких детей. Да и для тех, что постарше, тоже — они потом легче входили в коллективы детских домов. При этом своих воспитанников в «Жизни» не бросали и после того, как те покидали приют — навещали в детдомах, тем, кто начинал самостоятельную жизнь, обязательно помогали по хозяйству. Кроме того, частный приют мог принять тех детей, которые по каким-либо причинам не могли быть определены в городские учреждения — сколько иногородних детей здесь перебывало, сколько беспризорных... В общем, здесь маленькими силами делали большие дела», - таково мнение местных милиционеров, которые тоже работали с приютом, приводя сюда детей.

Так говорят те, кому приходится непосредственно работать с сиротами. А вот у администрации Красногвардейского района иное мнение. Как заявил Пятому каналу Андрей Вишня, заместитель главы администрации Красногвардейского района: «...сейчас уже нет надобности в учреждениях вот такого типа. У нас есть площади, у нас есть люди, у нас есть финансирование – у нас есть все условия, соответствующие санитарным нормам и всем остальным требованиям надзорных органов, куда мы можем размещать таких детей».

Поэтому в администрации предложили «Жизни» влиться в «Малоохтинский дом трудолюбия», который с недавних пор стал принимать не только девочек, но и мальчиков. Но работникам приюта эта идея кажется не совсем удачной. Ведь тогда потеряется весь смысл «Жизни» как организации семейного типа. С тем, что в этом приюте дети жили, как в семье, и что эту атмосферу тепла невозможно будет сохранить в другом учреждении, согласны и в отделе по делам несовершеннолетних, и в органах опеки.

Варианты спасения приюта «Жизнь» есть. Помещение для него не обязательно должно быть специализированным. Организация может работать как семейный детский дом или по аналогии с социальными квартирами. Несколько обычных квартир в любом из городских районов или коттедж в пригороде могли бы сохранить «Жизнь». Но кто подарит их или купит для детей-сирот? «Ведь в городе строится столько жилья! И есть компании, которые и сейчас могли бы помочь», - рассуждает Елена Васильевна, храня в душе веру в добро и самопожертвование – принципы, которые помогали ей работать все эти годы. Глядя на эту хрупкую женщину, ставшую матерью более чем 500 детям, хочется верить, что в нашей жизни есть место чуду…

Светлана Тихомирова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях