Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus "Звезды белых ночей" на излете

"Звезды белых ночей" на излете

811

В концертном зале Мариинского театра прошли сольный концерт Сергея Лейферкуса и премьера оперы Антонина Дворжака «Русалка». Мероприятия избежали аншлага и собрали меньше половины зала поклонников оперного и вокального искусства. Только ли период летних отпусков тому виною – решил поразмышлять рецензент «Фонтанки».

Сольный концерт Сергея Лейферкуса был назван не без пафоса – «Из дальних странствий возвратясь» – и наверное, по первоначальному замыслу, должен был собрать кучу поклонников с цветами и выклянчиванием «лишнего билетика» у входа. Однако этого не произошло: то ли все бабушки-поклонницы баритонов, воспользовавшись хорошей погодой, сидели на дачах, окучивая картошку, удобряя клубнику и предохраняя от фитофторы помидоры – то ли просто успели позабыть певца, расцвет вокальной карьеры которого пришёлся на рубеж 70-80 годов прошлого века.
Программки не было: выйдя к роялю в ослепительном белоснежном смокинге, артист безо всяких предисловий исполнил арию Мистера Икс, и только после этого взял слово. Зато слов оказалось много; пожалуй, даже слишком много для сольного концерта – всё происходившее далее скорее напоминало пресловутую «лекцию-концерт» из далёкого прошлого, где напевно-заунывные рассказы музыковеда о роли народной музыки в творчестве Бетховена изредка, чтобы развеять сон собравшихся, прерывались музыкальными фрагментами.

Сергей Петрович объяснил, что этот концерт посвящён юбилею его дебюта на профессиональной сцене (который, правда, будет он отмечать только в феврале будущего года). Таким образом, первоначально анонсированный концерт превратился в некое подобие «творческой встречи», однако законы жанра были нарушены: Лейферкус обращался к публике, увы, несколько свысока – сродни тому, как «беседует с народом» инструктор обкома КПСС, приехавший в далёкий совхоз для разъяснительной работы. Певцу не хватило искренности, задушевности и той атмосферы доверия, которая возникает именно на «живой» встрече с артистом, когда вспоминаются всякие весёлые и грустные истории. К сожалению, известный баритон ограничился лишь заранее срепетированными и довольно «стерильными» байками, которые он поведал собравшимся хорошо поставленным голосом. Уж что-что, а дикция у Лейферкуса всегда была отменная.

Собственно музыкальная составляющая концерта подтвердила славу певца как исполнителя необыкновенно умного, весьма мастеровитого, умеющего с достоинством и даже аристократично держать себя на сцене (просто глоток свежего воздуха после многих и многих наших мариинских «академистов», что ни ступить, ни молвить не умеют – впрочем, об этом ниже). Ария Онегина продемонстрировала, что во время легендарной постановки Темирканова в Кировском театре дирижёр «сделал» весь музыкальный материал с солистами на всю оставшуюся жизнь (и филировочка на верхнее «фа» в финале была исполнена просто мастерски). А вот арии Алеко и Дон Жуана явно не подходят Лейферкусу по характеру, а если уж совсем откровенно – то и по вокальным данным; поэтому, наверное, камерная часть программы (Равель, Шуман, Кабалевский) наиболее всего удалась баритону: там он показал и музыкальность, и вкус. А вот вагнеровский Романс Вольфрама оказался явно не к месту.

Знаменательно, что тёплых слов признательности в адрес Темирканова – дирижёра, которому Сергей Лейферкус обязан очень многим в своей карьере – на вечере почти не прозвучало; зато певец не поскупился на безудержные славословия в адрес Гергиева. Наверное, это и называется «грамотным использованием административного ресурса в процессе творческого роста».
Аккомпанировал певцу замечательный концертмейстер Семён Скигин – пожалуй, один из лучших пианистов в этой профессии. Для концерта он выбрал нечто среднее между пиджаком и рубашкой, этакое подобие легкомысленной шёлковой пижамки с накладными кармашками – что по контрасту с белым смокингом солиста производило довольно-таки комический эффект.

Конечно, можно было бы закончить рассказ о концерте ставшим уже привычным сетованием на то, что голоса у молодых, мол, есть – а вот интеллекта, мастерства и вкуса совсем нет. Увы, во многом это и верно: однако тем радостнее находить исключения из этого невесёлого правила.

Например, молодой бас Владимир Феляуэр: его недавний сольный концерт, прошедший с оркестром на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера», где Владимир служит солистом, позволил певцу порадовать публику не только обширной программой, составленной из шедевров русской, итальянской и французской оперной классики, но и выровненным голосом, великолепной выучкой и вокальным мастерством (что называется, невооружённым взглядом видна школа профессора и народного артиста СССР Николая Охотникова, у которого Феляуэр учился в Петербургской консерватории). А музыкальность певца, элегантная фразировка и огромное дыхание наводят на мысль, что не зря, прежде чем стать профессиональным вокалистом, Владимир Феляуэр окончил Свердловскую консерваторию по классу трубы.

Иная ситуация с солистами в Мариинском театре, и она легко просматривается на примере случившейся на днях премьеры «Русалки» Дворжака в Концертном зале МТ. В данном случае хочется даже оставить за скобками нелепейшую «недопостановку», наспех сделанную силами бывшего актёра Александра Маскалина с тремя верёвочками, бумажной «тиной» и жестяным месяцем на верёвочке над сценой в качестве декораций, данную в освещении типа «цветомузыка» дискотеки восьмидесятых. Хочется сосредоточиться на (уже, кстати, не таких и молодых) «молодых певцах».
Например, исполнительница заглавной партии Гелена Гаскарова: девушка обладает большим, объёмным и красивым голосом – однако ей явно не хватает хорошей вокальной выучки. Певица, между прочим, является солисткой печально известной академии молодых певцов Мариинского театра с 2001 года: спрашивается, чему её там научили? За эти годы она лишь растеряла то, что наработала за пять лет в Петербургской консерватории.

Достойно звучал Андрей Серов в партии Водяного: бывший солист московской «Геликон-оперы», абсолютно профессиональный певец, в Мариинке он тоже числится «академистом» – как, впрочем, и буквально ужасающая своим пением сопрано Мария Соловьёва. Артистке немногим за тридцать, до пенсии ещё очень далеко – но состояние «раздрызганного» голоса таково, что об уровне преподавания в «академии» можно только догадываться.

Возможно, читатель будет смеяться, но Анна Маркарова – превосходная солистка с хорошим голосом и ярко выраженной индивидуальностью, семь лет работавшая солисткой Ростовского государственного музыкального театра, выступавшая в московском Большом и даже удостоенная звания заслуженной артистки России – в Мариинке тоже уже три года, как солистка «академии молодых певцов».

Оркестр на «Русалке» под управлением Михаила Татарникова играл из рук вон плохо, ни разу не взяв вместе ни одного аккорда и превратив яркую партитуру Дворжака в нечто плоское и серенькое – больше всего это напоминало подобие тусклой чёрно-белой репродукции какого-нибудь колористического полотна Кандинского или Коровина.

Сейчас лучшие силы театра находятся на гастролях за границей – и потому, для обслуживания спектакля (а премьера прошла в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей»), был приглашён солист Петербург-концерта тенор Николай Емцов (Принц). Естественно возникает вопрос: а кому нужен такой фестиваль, обслуживаемый по «остаточному принципу» и представляющий публике, вопреки своему названию, даже не «звёзд», но откровенно непрофессиональных порой музыкантов? По сложившейся традиции, художественное руководство Мариинки оставляет этот вопрос без ответа. Ну, а меломаны, в свою очередь, «голосуют ногами»: невзирая на более чем приемлемые цены на билеты, на упомянутых выше мероприятиях концертный зал театра не заполнялся даже наполовину.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях