Под занавес сезона Санкт-Петербургский музыкальный театр «Карамболь» представил на сцене Театра Ленсовета мюзикл «Шербурские зонтики», спектакль во многом необычный. Прилетевший на питерскую премьеру 77-летний маэстро Мишель Легран был настолько растроган, что, выйдя на сцену, трижды повторил: «Я счастлив!» Обладателю «Оскара» и «Грэмми» приглянулась работа режиссера, оркестра, актеров. Все четыре вечера в зале был аншлаг, публика не скрывала эмоций. Неужели в Петербурге наконец-то появился достойный мюзикл?
Французский музыкальный фильм «Шербурские зонтики» потряс мир в 1964 году, вызвав звездный дождь из пяти номинаций на «Оскар», «Золотую пальмовую ветвь», но теперь, конечно, подзабылся. Месье Легран был премного удивлен, когда 45 лет спустя руководитель петербургского театра «Карамболь» Ирина Брондз обратилась с просьбой дать добро на театральную версию киномюзикла.
Питерский продюсер выстрадала свой проект. Начинался ее «Карамболь» как детский музыкальный театр (теперь слово «детский» убрано). Ставили добрые, милые детские спектакли, обслуживали елки, Ирина Брондз сама писала музыку и либретто. А потом появился мюзикл «Мэри Поппинс, до свиданья!». К проекту удалось привлечь композитора Максима Дунаевского, режиссера Леонида Квинихидзе, певца и актера Игоря Скляра. Спектакль получил «Золотую маску», и стало ясно, что, во-первых, Брондз нашла золотую жилу (спектакли по мотивам музыкальных кинофильмов), во-вторых, она способна привлечь к проектам «Карамболя» людей известных, и не только питерских. И появились «Приключения Буратино», «Король-олень», «Звуки музыки», «Человек-амфибия». Наконец, «Карамболь» замахнулся на «Леграна нашего» (в России он частый гость, всеми любимая фигура), и спектакль стал прорывом на новый уровень.
Режиссером был приглашен молодой, креативный Василий Бархатов, в свои 25 поставивший на сцене Мариинки четыре спектакля. Бархатов привел художника-постановщика Зиновия Марголина, поработавшего и в Мариинке, и в МХТ имени Чехова. Совершенно иначе зазвучал оркестр «Карамболя» под управлением Всеволода Полонского, французского дирижера, выпускника Санкт-Петербургской консерватории. В оригинальные, стильные наряды одела героев мюзикла московский художник по костюмам Мария Данилова, что работала с такими мэтрами как Марк Захаров, Петр Фоменко.
Актерский кастинг начали еще в декабре, и нашли-таки нескольких многообещающих дебютантов. Ольга Левина, внешне напоминающая юную Катрин Денев, ради роли Женевьевы переехала из Москвы в Питер. Киноактер и радиоведущий Александр Ноткин ради роли Ролана Кассара дебютировал в жанре мюзикла, обнаружив бархатный баритон. Но основу, конечно, составили «коренные» актеры и музыканты «Карамболя». Джазовую музыку Леграна спеть не так-то просто. Ведь в фильме нет ни одного диалога – только пение. В сущности, это опера, состоящая из восхитительных мелодий, многие из которых стали хитами, а главная тема, звучащая в начале и финале «Шербурских зонтиков» - одной из лучших мелодий ХХ века.
Еще одним точным ходом стало приглашение на мастер-классы по вокалу французской звезды, солистки ансамбля Swingle Singers Кристиан Легран (сестры композитора), что в 60-е исполнила в фильме «Шербурские зонтики» одну из вокальных партий, и ее концертмейстера Бенуа Урбэна. Они помогли нашим молодым артистам освоить технику вокала и манеру пения, необходимую для исполнения французского мюзикла, а также соединить естественный «разговорный» вокал с русским текстом Юрия Ряшенцева и Галины Полиди. Оставалось получить официального разрешение у западных правообладателей, ну и, конечно, найти деньги на все более разрастающийся проект, но и это удалось «Карамболю». С визитом месье Леграна на премьеру чуть казус не случился: лишь за день до отлета выяснилось, что у маэстро нет визы, но ситуацию уладили в рекордно короткие сроки.
Ну, а на что толком не хватило сил и средств – так это на массированный пиар и рекламную атаку. В Москве бы подобный проект тамошние воротила шоу-бизнеса подали как «мюзикл века», «наш ответ Бродвею», весь город заклеили бы афишами, собрали весь бомонд на премьеру и т.д. У нас же все скромно, по минимуму. И цены на билеты, что приятно, божеские… А главное - действо у «Карамболя» получилось пусть по-питерски неброское, но весьма оригинальное.
В программе питерских «Зонтиков» написано, что это первая театральная версия в России. И хотя западные правообладатели поначалу, набивая цену, важно перечислили несколько стран, где, мол, шел спектакль, но сам композитор и его близкие смутно вспомнили лишь какой-то не слишком удачный опыт в Америке. А коли не оказалось театральной версии, то не было и «театральной партитуры». Пришлось партитуру дописывать. В фильме у Леграна звучало 13 инструментов, у нас же – 24. Леграну работа питерского парижанина Полонского понравилась, все сходу утвердил. Фантазии Бархатова же никто не препятствовал. Вот в своем желании поспеть за кинематографическим темпо-ритмом (привычная для кино смена «склеек» в театре невозможна) режиссер вместе с художником-постановщиком придумали вертикальные круги. Ноу-хау! Всем известен поворотный горизонтальный театральный круг, когда одна декорация сменяет другую. Но это же происходит медленно, а чем в леграновском мюзикле заполнять паузы? В питерских «Зонтиках» сделано два вертикальных круга, что вращаются как лопасти мельницы, быстро открывая в «окнах» новые картины. К тому же действие происходит на двух этажах. Действительно, достигается быстрая смена, словно кадр за кадром летит, а, стало быть, ритм музыки не просажен.
Получив большую свободу, Бархатов решил отойти от бродвейских мюзикл-стандартов, сделав ставку на камерный, минималисткий, мюзикл. Даже сцена первой и последней любовной ночи Женевьевы и Ги решена очень целомудренно – в стилистике театра теней. Танцевальных номеров в питерском мюзикле раз-два и обчелся, и это тоже не по-бродвейски. Впрочем, мюзиклом спектакль можно назвать с натяжкой, потому что, по сути, это джазовая опера.
Разумеется, премьерные спектакли не обошлись без волнения (еще бы – в зале был месье Легран), неудач тех или иных актеров, режиссерских ляпов (например, беременная героиня спрыгивает со стула), неточностей в синхронной работе всех технических служб. Но в целом спектакль получился неожиданно не ностальгическим, а стильным, в хорошем смысле слова, модным. Не случайно обычно интровертный месье Легран, рассыпаясь в благодарностях, подчеркнул, что питерские артисты «омолодили» его музыку.
Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»
Фоторепортаж Михаила Садчикова-младшего