В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за заведомо незаконное административное задержание граждан. Злоупотребление полномочиями грозит милиционерам реальным сроком – до двух лет. А если невиновного отправили в камеру из корыстной либо иной личной заинтересованности – до восьми.
Де-юре соответствующая статья существует в Уголовном кодексе РФ и сегодня, но неопределенность в формулировках позволяет милиционерам избежать ответственности. То есть – безнаказанно держать в клетке человека до трех часов.
Не корысти ради
Вокруг применения этой статьи уже много лет шумят юридические дискуссии. В большинстве случаев судебные органы считают, что ответственность по ней наступает только за незаконное задержание подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а не за якобы имевшее место административное правонарушение. Такую позицию в своих комментариях к Уголовному кодексу РФ поддерживает и судья Верховного суда России Владимир Дорошков. По его мнению, под эту статью попадают только прокуроры, следователи и дознаватели, но не милиционеры, которые проводят задержание правонарушителей.
На несправедливость такой ситуации обратили внимание депутаты парламента Чеченской республики, который и предложил внести поправки в действующий Уголовный кодекс РФ. «В правоприменительной практике появилась тенденция «вуалировать» незаконное уголовно-процессуальное задержание административно-правовым. Одним из распространенных способов сокрытия фактов незаконного задержания является оформление на «заподозренного» материала об административном правонарушении.
Проверкой, проведенной в отделах внутренних дел поднадзорных одной из межрайонных прокуратур Москвы, было выявлено 130 незаконных задержаний граждан. Они доставлялись в отделы по подозрению в совершении преступлений. Однако на них составляли протоколы не в уголовно-процессуальном порядке, а на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях. Впоследствии этих граждан работники милиции отпускали, а административные производства прекращали без указания оснований», – констатируют чеченские парламентарии.
Для решения вопроса они предлагают внести небольшие уточнения в действующую статью – наказание будет следовать за «заведомо незаконное уголовно-процессуальное или административное задержание». Кроме того, на срок до восьми лет, согласно поправке, должны наказываться сотрудники соответствующих органов в случае, если они незаконно задержали гражданина из корыстной или иной личной заинтересованности. Сейчас такой срок милиционеры могут получить только если их деяния привели к тяжким последствиям.
Стоит отметить, что законопроект поступил в Госдуму ровно через неделю после вынесения Конституционным судом России постановления о том, что в случае прекращения административного дела в связи с отсутствием события или состава правонарушения, бывший подозреваемый вправе требовать проверить законность задержания. Это решение создает базу для применения статьи 301 Уголовного кодекса РФ в отношении милиционеров, если, конечно, предложенные чеченскими депутатами поправки будут приняты.
Хулиганы, тунеядцы, демонстранты
По мнению опрошенных юристов, самая распространенная статья для незаконного задержания – хулиганство, а в рапортах фигурирует «ругался матом при проверке документов». Именно в нецензурных выражениях обвинялось, в частности, большинство участников «митингов несогласных». Эти выводы подтверждает и судебная статистика: хулиганами в 2008 году было признано 540 тысяч россиян – 12,5 процента всех совершивших административное правонарушение (включая превысивших скорость водителей и пр.). Причем 366 тысячам из задержанных в качестве наказания был назначен административный арест (до 15 суток – «полторы декады»).
Поэтому адвокатское сообщество одобряет инициативу депутатов кавказской республики: «Она сужает возможности для произвола силовых структур, – уверен Игорь Кучеренко, вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург». – Значительно сложнее станет задерживать невиновных людей за мнимое нарушение общественного порядка на основании, например, двух рапортов сотрудников (которые и производили задержание), утверждающих, что задержанный ругался в общественном месте нецензурной бранью.
Заслуживает одобрения, на мой взгляд, и увеличение числа квалифицирующих признаков: кроме ранее существовавших в норме «тяжких последствий» повышенная ответственность будет наступать и в случае совершения преступления из корыстной или иной заинтересованности. Эта мера, как мне представляется, носит и антикоррупционный характер. Конечно, мы все помним утверждение о том, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, но это уже другая история – начинать всё равно необходимо», – заключает адвокат.Сейчас законопроект проходит регистрацию, официальных отзывов на него пока не поступало. Согласно законодательной процедуре свою позицию по этому вопросу должен изложить Верховный суд России. Поэтому в любом случае очень скоро будет ясно, могут ли по действующему УК привлекать к ответственности милиционеров, задерживающих мнимых «хулиганов».
Антон Одынец, «Фонтанка.ру»