В Петербурге выявлен дефицит специалистов по сбору долгов. Коллекторские агентства массово набирают персонал, так как объём заказов всего за полгода вырос буквально в разы. Специалисты утверждают, что даже возврат и последующая реализация залога для банка невыгодна — гораздо полезнее заставить клиента заплатить.
В Петербурге в самый разгар кризиса обнаружилась дефицитная профессия — коллектор (специалист по сбору долгов). Коллекторские агентства массово набирают персонал, так как объём заказов всего за полгода вырос буквально в разы. Специалисты утверждают, что даже возврат и последующая реализация залога для банка невыгодна — гораздо полезнее заставить клиента заплатить.
По данным ЦБ РФ, россияне должны кредитным организациям более 100 миллиардов рублей, а просроченная задолженность физических лиц по итогам первых пяти месяцев 2009 года достигла 4% в общем портфеле выданных кредитов. Эксперты рынка утверждают, что по итогам года этот показатель может превысить критическую отметку в 10%.
Следует отметить, что Центробанк относит к просроченной задолженности лишь первый не внесённый вовремя платеж, в то время как по международным стандартам финансовой отчетности к ней относят весь кредит, возврат которого уже после первой просрочки оказывается, как минимум, под вопросом. Соответственно, общий объем просроченной задолженности в России может превышать оценки Центрального банка в 2-4 раза.
В Петербурге, по оценкам специалистов, ситуация лучше, чем по стране в целом.
«На сегодняшний момент просрочка уже падает, пусть пока и не так значительно. И уж конечно, объём задолженности в нашем городе значительно лучше, чем по стране в целом. Общую статистику по России портят отдельные регионы, где этот показатель просто зашкаливает», - говорит Денис Шлыков, управляющий петербургским филиалом «Бинбанка».
Павел Филимонёнок, заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» считает, что большая часть просроченных долгов — это вина самих банков, которые выдавали кредиты низкого качества. «Серьёзные банки кредиты людям с улицы и под сомнительное обеспечение не давали и поэтому живут теперь спокойно. А вот те, кто работал с высокими кредитными рисками, компенсируя отсутствие или низкое качество залога высокими кредитными ставками, как раз и оказались в проигрыше. По их займам люди отказались платить в первую очередь», - подчеркивает он.
По экспертным оценкам, более половины просроченных долгов банки передают в управление коллекторским агентствам. В связи с этим у последних резко возросла потребность в персонале. Для сравнения, один из ведущих job-сайтов выдает 8 свободных вакансий сотрудника коллекторского агентства и всего 3 — для токаря или сварщика.
«Мы действительно остро нуждаемся в сотрудниках с юридической подготовкой, которых на рынке пока не так много. Нужда в дополнительном наборе возникла потому, что объём заказов только по банковскому сектору у нас вырос примерно в 2 раза по сравнению с прошлой осенью», - утверждает Дмитрий Кузнецов, генеральный директор коллекторского агентства «Акцент Санкт-Петербург».
Залог на продажу
Впрочем, часть банков идёт по иному пути и пытается реализовать залоги, возвращённые по суду неплательщиками, собственными силами или через партнёров. Так, Северо-Западный банк «Сбербанка» через свой сайт выставил на торги пять автомобилей, два земельных участка и восемь объектов недвижимости, пишет dp.ru. Руководство «Сбербанка» начало готовить такие сделки ещё в начале года. Но в марте планировалось продать только один автомобиль и три квартиры.
Впрочем, многие специалисты считают, что такая практика не получит широкого распространения — банкам не выгодно торговать квартирами и машинами.
«Банк совершенно не заинтересован в том, чтобы ему вернули залог, тем более, что пока это можно сделать только через суд. Ведь, например, машину нужно продавать с существенным дисконтом. Это более или менее выгодно только лишь тогда, когда кредит выплачен более чем наполовину, но тогда этого пытаются избежать уже клиенты. Гораздо выгоднее заставить должника заплатить, что, на мой взгляд, банки и будут пытаться делать в ближайшее время, в том числе и с помощью коллекторов», - рассказывает Виталий Новиков, генеральный директор автодилера ООО «Торговый дом «Sollers Спб».
Однако некоторые банкиры говорят о том, что практика продаж через партнёров всё-таки выгоднее для кредитной организации, чем уступка задолженности коллектору, ведь по некоторым (особенно «плохим» долгам) убыток банка может составить до 95%.
«Я думаю, что продажи, например, тех же залоговых автомобилей будут постепенно расти, хотя массового характера, конечно, не примут», - считает Павел Филимонёнок. По мнению Дениса Шлыкова, объемы продаж будут расти за счёт самих должников, которые, скорее, предпочтут сами реализовать свой залог, а не доводить дело до суда и терять на этом деньги.
Эксперты подчёркивают, что в любом случае банки активизируют работу по покрытию дефицита, образующегося из-за просрочки платежей по кредитам, причём всеми возможными способами.
«Думаю, что все долги, которые можно было каким-либо образом реструктуризировать, банки уже реструктуризировали. И дальше должников будет ждать либо назойливое внимание коллектора, либо суд и возврат залога. Особенно пострадают владельцы ипотечных квартир. Думаю, что в Петербурге процентов 10 заёмщиков лишатся своих квартир», - считает Борис Пугачёв, директор по развитию консалтинговой компании «Деловая защита».
Павел Гинёв,
«Фонтанка.ру»
Читайте по теме: