Ее называют иконой нового российского кино, любимой актрисой Льва Додина и Никиты Михалкова, осыпают кинопремиями в России и на Западе, просят вести церемонию открытия Венецианского кинофестиваля. А 18 марта в Большом зале Филармонии Ксения Раппопорт сыграет Жанну д'Арк на французском языке…
18 марта в Большом зале Филармонии состоится российская премьера оратории-мистерии Арюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре». В этот вечер заслуженный коллектив России оркестр Санкт-Петербургской филармонии возглавит французский дирижер Эммануэль Ледюк-Баром. В концерте принимают участие: певческая капелла Санкт-Петербурга и хор мальчиков хорового училища имени Глинки. Солисты: Олеся Петрова (меццо-сопрано) и Петр Мигунов (бас). Роль Жанны д’Арк исполнит одна из самых ярких актрис российского театра и кино, лауреат премии «Золотой орел-2009» в двух номинациях (за лучшие женские роли в художественном и телевизионном фильмах) петербурженка Ксения Раппопорт.
Французский композитор Артюр Онеггер написал ораторию «Жанна д’Арк на костре» в 1938 году. Соавтором Онеггера выступил драматург Поль Клодель, младший брат скульптора Камиллы Клодель - модели и возлюбленной Родена. В этом произведении многое сплелось. Оно написано по заказу актрисы и танцовщицы Иды Рубинштейн, ранее вдохновившей Равеля на «Болеро», а Стравинского - на «Поцелуй Феи». В оратории Онеггера – Клоделя речь идет о последнем часе жизни Жанны. К ней приходит монах, брат Доминик, и помогает ей, не умеющей читать, «прочесть» книгу ее жизни. Музыка Онеггера к «Жанне д’Арк на костре» — эмоционально насыщенная, горделиво сдержанная, тонко стилизованная, с чертами средневекового миракля.
Идея нынешнего проекта принадлежит Санкт-Петебургской филармонии и Эммануэлю Ледюк-Барому, что получил образование вначале во Франции (Лионская консерватория, Парижский музыкальный институт), затем в Швейцарии (Женевская консерватория) и, наконец, в России (Санкт-Петербургская консерватория, класс педагога профессора Ильи Мусина). Он хорошо говорит по-русски и в наших краях неплохо адаптировался. Сотрудничал с оркестрами Новосибирска, Иркутска, Владивостока. В течение трех лет был дирижером филармонии Калининграда. В сентябре 2000 года стал музыкальным директором Балтийского камерного оркестра и начал работать с филармоническим оркестром Санкт-Петербурга и Москвы, Государственным оркестром России. Ледюк-Баром выступал на многочисленных музыкальных летних фестивалях во Франции, был приглашенным дирижером Оркестра Парижской оперы, Национального Оркестра Капитолия Тулузы, Филармонического Оркестра Радио-Франс и Филармонического Оркестра Ниццы.
Новую Жанну д’Арк Ксения Раппопорт играет в Малом драматическом театре, много снимается в кино, причем не только в России, но и в Италии. Нынче Ксения переживает звездный час – кинопремии сыпятся как из рога изобилия и в России, и на Западе. Изысканная и талантливая актриса даже была ведущей церемоний открытия и закрытия 65-го Венецианского международного кинофестиваля в 2008 году. И все-таки ее появление в роли Жанны д’Арк стало неожиданным: Ксении предстоит сыграть на филармонической сцене, в музыкальном проекте, на французском языке, к тому же роль эта первоначально предназначалась актрисе с другим именем, да еще каким – дочери Жерара Депардье.
На одной из репетиций в Большом зале Филармонии Ксения Раппопорт ответила на вопросы обозревателя «Фонтанки».
- Ксения, не страшно выходить на сцену в образе Жанны д’Арк – после Ингрид Бергман, Милы Йовович, Фанни Ардан, Инны Чуриковой?..
- Мы делаем акцент именно на концертном исполнении, используя те возможности, что предоставляет Филармония. Два года назад в Москве была в большей степени театральная постановка с Фанни Ардан, режиссерскими решениями, ролями. У нас нет режиссера как такового, нет даже костюмов, но есть трепет и восторг перед замечательной музыкой, а также текстом, который написал потрясающий французский писатель Поль Клодель. Репетиции с оркестром и дирижером только начинаются, я не знаю, что успею за четыре репетиции. О таком проникновении в материал, какой был у Милы Йовович или у Ингрид Бергман, в данном случае говорить не приходится. Что ж, будем наслаждаться музыкой и словом.
- Вы свободно говорите по-французски?
- Учила в школе, с тех пор уже много лет не говорю, если не считать двух ролей во французских фильмах, что снимались в Петербурге. Но я считаю, что произведение всегда интересней воспринимать в первоначальном виде, тем более, хорошего поэтического перевода на русский, сделанного каким-то крупным поэтом, у «Жанны д’Арк на костре» не существует, а читать подстрочник мне неинтересно. У языка тоже есть своя музыка и своя мелодика. Вот мы и решили обратиться к истокам. У меня замечательные партнеры - и музыканты, и актеры. Так, петербургский актер Сергей Замарев (он играет роль монаха Доминика) десять лет проработал во Франции, играл там главные роли в театре. Наш дирижер Эммануэль Ледюк-Баром считает, что впоследствии мы сможем показать свой проект не только в России, но и во Франции.
- Но это же такой риск: сыграть Жанну д'Арк после нескольких репетиций, да еще в необычном жанре оратории-мистерии… Зачем Вам, актрисе столь востребованной, все эти треволнения?
- Риск огромный. Чем ближе день премьеры, тем это ясней. Но, понимаете, от таких ролей не отказываются! Когда мне позвонили: «Вы не хотите сыграть Жанну Д Арк?», я не успела даже ничего подумать, а уже отвечала: «Да, хочу!» Пусть это авантюризм, не буду врать, я с музыкой Арюра Оннегера раньше не была знакома. Но меня покорила история, действительно, уникальная, потрясающая. Фигура Жанны до сих пор загадочна. Кто она была на самом деле: во Франции повсюду ее статуи и картины, но даже нет ее канонического образа. Там столько загадок, такой простор для фантазии. Я слушаю музыку Оннегера по многу раз, недавно была в Париже и долго стояла перед статуей Жанны в надежде, что Господь мне поможет… На записи оркестр играет и хор поет с такой громкостью, что интонация остается одна – дикий крик. Как это сыграть?
- Ксения, над чем Вы сейчас еще работаете?
- Над собой (смеется).
- Великий пост соблюдаете?
- Я мяса вообще не ем. В каком-то смысле пост всегда соблюдаю…
- Ваши творческие планы?
- Стать лучше…
- А все же?
- В Малом драматическом в следующем сезоне Лев Абрамович Додин ставит новый спектакль. Есть у меня планы и с режиссером Андреем Прикотенко, который вернулся в наш город из Риги, где был главным режиссером Русского драматического театра.
- А в кино что нового?
- В России пока ничего.
- Последствия кризиса?
- Не могу сказать, что предлагают меньше сценариев. Просто нет интересных историй. А в Италии в начале лета снимусь в фильме Рики Тониаци. Роль очень интересная, сложная – история семьи, в которой аутичный ребенок. Я играю его мать. Мне часто предлагают роли, в которых присутствуют отношения матери и ребенка. Этот сценарий прислали не так давно, и я уже читаю в интернете переписку матерей, у кого дети с таким диагнозом. Душераздирающие вещи. Мамы просто обсуждают свои проблемы, пишут о том, какие лекарства дают, пишут про самые простые заботы... Конечно, возникает желание как-то помочь, вмешаться.
- Ксения, после того, как на недавней премии «Золотой орел», которую курирует Никита Михалков, Вы победили сразу в двух номинациях (случай беспрецедентный!), в интернете Вас начали называть «любимой актрисой Михалкова»… Что скажете на этот счет?
- Мне кажется, мне не стоит комментировать все, что пишут в интернете. Знаете, если мы когда-нибудь с Никитой Сергеевичем Михалковым будем работать вместе, то вы увидите результат этой работы…
- Дипломатичный ответ… Но такого никогда не случалось, чтобы одна актриса на одной церемонии взяла сразу двух «Орлов» - и за телевизионный фильм, и за полный метр!
- Знаете, я не изучаю историю премии «Золотой орел»… Если Вы хотите услышать мой комментарий на эту тему, то я считаю, что премия – это, скорей, история про того, кто их назначает и вручает, а не про того, кому они вручаются. Премии характеризуют, прежде всего, того, кто их вручает, а не награждаемого. И что я могу сделать?
- Правда, что в этот раз денежную составляющую «Золотого орла» урезали до десяти тысяч долларов?
- Я не получила ни копейки. Эта премия никакого отношения к денежному вознаграждению не имеет. Я не знаю, как было в предыдущие годы, могу рассказать только о себе – премия неденежная.
- Вам как-то это объяснили?
- А что тут объяснять? Я ни у кого не спрашивала, дадут ли мне денег (улыбается). Премия - это приятно, это здорово, я продолжаю работать над собой.
Михаил Садчиков,
фото Михаила Садчикова-младшего, "Фонтанка.ру"