Профессор Петербургского университета Сергей Кривовичев стал лауреатом Премии президента России в области науки и инноваций. Эта государственная награда вручалась впервые и лично Дмитрием Медведевым. В научных кругах её уже окрестили «Премией молодых учёных». Сергей Кривовичев признался «Фонтанке», на что потратит деньги.
Одно из последних достижений доктора геолого-минералогических наук и его коллег связано с изучением редкого минерала, который нашли в Хибинах. Он, как выяснили учёные, может, в частности, очищать промышленные стоки от радионуклидов и токсичных элементов.
- Сергей Владимирович, за что российским ученым дают два с половиной миллиона?
- Как написано в официальных документах: «За фундаментальный вклад в развитие структурной минералогии и кристаллохимии минералов».
- Как давно вы этим занимаетесь?
- Профессионально я этим занимаюсь с 1992 – 1993 года. Вырос я в семье ученых: папа - профессор, мама - доцент. Оба – универсанты, всю жизнь работали в Университете – сначала ЛГУ, теперь СПбГУ. Так что у меня была хорошая база.
- Как вы думаете, почему выбрали именно вас? Может быть, у вас было какое-то открытие, которое было отмечено на высоком уровне?
- Наверное, по совокупности достижений. Я занимаюсь фундаментальной наукой. Изобретений конкретных - внедренных в производство - нет. Зато есть много публикаций: 200 статей, 4 монографии, 30 открытий новых минералов, 200 новых соединений. Вот, пожалуй, и все. На эту премию меня представил академик Вадим Сергеевич Урусов, заведующий кафедрой кристаллографии на геологическом факультете МГУ. Я, кстати, заведую точно такой же кафедрой, но на Геологическом факультете Петербургского университета. Заявка была подана в конце ноября, а о том, что мне присуждена премия, я узнал уже в феврале. Так что весь процесс прошел на удивление быстро.
- Как вы намерены распорядиться этой крупной суммой?
- Я хотел бы направить эти деньги на создание инфраструктуры для более успешной научной деятельности: как на рабочем месте, так и в домашних условиях. У меня много административной работы как у заведующего кафедрой, поэтому полноценной наукой приходится заниматься нечасто.
- Наука наукой, но, может быть, вы решили приобрести что-то и для своей семьи?
- У меня большая семья, шесть детей. На эти деньги квартиру не купишь, если только однокомнатную. О машине, конечно, думаем, но в ней нет большой потребности. Мы живем в центре Петербурга, а работаю я на Васильевском острове. Автомобиль нужен, если только на дачу летом выехать.
- Премию вам вручал лично президент. Расскажите о ваших ощущениях. Наверняка волновались?
- Открылись двери, и я пошел по ковровой дорожке навстречу Дмитрию Анатольевичу. Вокруг сидели министры, генеральный прокурор, академики. Все те, кого мы видим только лишь по телевизору. Конечно, очень волновался. Президент же просто сказал: «Привет».
- Коллеги поздравили?
- Поздравляют до сих пор со всей России: Урал, Новосибирск, Иркутск, Москва, Кольский полуостров. Естественно, звонили мои коллеги по университету.
- Работу новую не предложили еще?
- Нет, не предлагали. По крайней мере, в России. Да я вообще-то своей работой доволен – питерский Университет – очень хорошее место.
- А в зарубежье предлагали?
- Раньше да, сейчас уже нет. Мы с женой и детьми в общей сложности три с половиной года жили в США, Германии, Австрии — на стажировках. Нам предлагали остаться на постоянную работу. Тогда нас ждала бы обеспеченная жизнь. Вопрос — работать за границей или возвращаться в Россию - еще недавно остро стоял перед нами. Но, как ни напыщенно это звучит, мы хотим служить Родине. Поэтому решили вернуться.
Хочется жить на Родине со смыслом. Здесь, конечно, тяжелее, чем там, но, работая в России, ты понимаешь, что трудишься не на какого-то дядю, не на чужое государство. Наука имеет государственное значение. Я ничего не имею против Америки, но, как сказал академик Инге-Вечтомов, работая на дядю, знаешь, что имя его Сэм. И это не придает никакой мотивации.
- Как вам психологическое состояние миллионера?
- Да бросьте, какой я миллионер. Хотя – надо сказать - это мой семилетний заработок. Если бы я семь лет работал профессором, ничего не ел, не пил, на семью не тратил, вот столько бы и заработал. Безусловно, это очень солидное, серьезное подспорье. С другой стороны, посмотрите сейчас на цены на квартиры... Но вы знаете, что больше всего радует? Родной университет в лице ректора обещал серьезную поддержку – покупку нового высокотехнологичного прибора, которого нам очень не хватало. Теперь у нас лаборатория будет одной из лучших в мире. Кстати, ее основу составило оборудование, закупленное в рамках нацпроекта «Образование» в 2007 году. Так что – все впереди! В этом смысле психологические ощущения просто замечательные.
Справка:
Кривовичев Сергей Владимирович
Родился в 1972 году в Ленинграде. Учился на геологическом факультете СПбГУ (кафедра кристаллографии). В 25 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 29 — докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности доцента, затем — профессора и заведующего. Награжден медалью для молодых ученых Российского минералогического общества, медалью для молодых ученых Российской академии наук, медалью Европейского минералогического союза. Был стипендиатом Национального научного фонда США, стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Автор более 200 статей в отечественных и международных научных журналах, 4 монографий в российских и западных издательствах, соавтор открытия 34 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). Специалист в области рентгеноструктурного анализа, автор более 400 структурных расшифровок.
С лауреатом беседовал Алексей Яушев,
«Фонтанка.ру»