Городской и федеральный бюджет берут на поруки проект Западного скоростного диаметра. В связи с кризисом и сложностями в финансировании срок окончания работ сдвинут с 2012 на 2013-2014 годы. При этом, город планирует уже в этом году начать получать доход от дороги: проезд по первой очереди ЗСД сделают платным.
«Это самый крупный в городе проект, - считает вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов. - И останавливать его реализацию нельзя. При этом мы понимаем, что привлечение частных инвестиций в требуемом объеме невозможно. В 2009-2010 годах мы будем финансировать его за свой счет».
По словам вице-губернатора, необходимые средства уже зарезервированы. Отмечается, что всего на строительство очередного (второго по счету) участка ЗСД потребуется 8 миллиардов рублей, 1 миллиард потребуется на подготовительные работы по третьему участку. Из них 3 миллиарда выделит городская казна. Еще 6 миллиардов привлекут из фондов федерального бюджета. «За все время строительства город потратил на ЗСД 10 миллиардов рублей, так что очередное вливание не выглядит слишком масштабным», - пояснил Молчанов.
В Смольном также подтвердили, что ведут переговоры с концессионером ЗСД компанией «Невский меридиан». Консорциум, включающий немецкие Hochtief и Strabag, французскую Bouygues, голландскую Egis, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Мостоотряд № 19», выиграл конкурс на строительство еще в прошлом году, но так и не определился с условиями финансирования проекта. Как заявляют сами концессионеры, кризис сделал обычную операцию по привлечению кредитования настоящей головоломкой. Сейчас непонятно, в какой валюте и под какие проценты брать кредиты. Кроме того, такие длинные деньги (проект ЗСД окупится не раньше, чем через 25 лет после окончания строительства) ни один из банков предоставить не готов.
Правительство Петербурга собирается вернуться к активному диалогу по софинансированию с частным концессионером через 1,5 года. Власти надеются, что за это время мировая кредитная система возродится и частный концессионер сможет вкладывать свои средства в проект.
Однако уже сейчас не исключают и то, что после кризиса работу продолжит уже другой консорциум. Если компании, победившие в городском конкурсе, не смогут выбраться из финансовой ямы, правительству придется искать нового соинвестора. «Условия, которые мы переживаем сейчас, можно назвать форс-мажорными. Действительно, если город примет решение, то договор с концессионером может быть расторгнут, а значит, и итоги конкурса можно пересмотреть», - отметил Юрий Молчанов.
Напомним, что концессионер проекта был выбран еще в июне прошлого года. Предполагалось, что проект будет дотироваться в равных долях городским бюджетом, федеральным инвестфондом и частным инвестором. Всего на его реализацию требуется 212 миллиардов рублей.
Кстати, чтобы хоть как-то окупить инвестиции в ЗСД, город планирует сделать движение по первому участку ЗСД платным уже в конце 2009 года. По скоростной магистрали от кольцевой автодороги до грузовых районов морского торгового порта можно будет проехать за 100 рублей на легковом автомобиле и от 150 до 300 рублей - на грузовике. Учитывая то, что сейчас количество машин, проходящих по ЗСД в день составляет до 10 тысяч, доход в бюджет от использования этого участка может приблизиться к 700-800 миллионам рублей в год.
Новый же участок, который собираются строить за средства бюджета, планируют протянуть от порта до Благодатной улицы. Также будет расчищен дальнейший путь магистрали до района парка "Екатерингоф". «Нам нужно просчитать, как трасса может пройти через территории, прилегающие к Кировскому заводу, это тоже часть строительства дороги. Мы собираемся постепенно вводить для этих районов запрет и на движение грузового транспорта, перенаправляя грузовики на ЗСД», - заявил Юрий Молчанов.
Трассу, протяженностью около 49 км, ранее планировалось достроить к 2010-2011 годам. ЗСД по проекту должен связать "Большой морской порт Санкт-Петербурга" и основные транспортные комплексы города с обходной дорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Число полос составит 6-8, транспортных развязок - 15, расчетная скорость движения - 120 км/ч.
108 миллиардов рублей должен был внести в проект частный концессионер. Первую очередь ЗСД построили за бюджетный счет. Сумма инвестиций из городского и федерального бюджетов составила 17 миллиардов рублей.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»