Правительство Киргизской Республики приняло решение свернуть деятельность американской военной базы в стране. Если не произойдет ничего неожиданного, в течение 180 дней военные США и их союзники по антиталибской коалиции, скорее всего, будут вынуждены отказаться от пользования международным аэропортом "Манас".
Стоит заметить, что военное присутствие США в Кыргызстане имеет уже давнюю историю и началось не с базы. В американских и киргизских СМИ еще в начале 1990-х годов поднималась тема особой роли Киргизии – "самой центральной" центральноазиатской страны, где можно было бы разместить базу НАТО и, таким образом, усилить влияние альянса на континенте, а заодно и поддержать неокрепшую киргизскую экономику. В 1998 году во время вторых учений "Центразбат" американские военные начали осваиваться на севере Кыргызстана. В 2001 году правительства стран СНГ, в том числе России и Киргизии, поддержали действия США и НАТО в Афганистане . Тогда же около киргизской столицы в аэропорту «Манас» была размещена военная база, обустроенная американцами.
Борьба с талибами в Афганистане первоначально казалась успешной, и у США хватало "свободного времени" для деятельности в молодых постсоветских государствах Центральной Азии. В прошлом Соединенные Штаты точно так же действовали в других регионах Азии и Африки, заполняя вакуум, образовавшийся после ухода старых колониальных метрополий.
Однако в Киргизии и других странах Центральной Азии классический американский подход оказался не столь эффективным. После "бурных 1990-х" Россия вернулась в регион. Из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в Российскую Федерацию пошел поток гастарбайтеров, смягчавший демографические и социально-экономические проблемы этих стран. По соседству с независимыми государствами Центральной Азии набирал силу Китай, не заинтересованный в чужом присутствии у своих границ. И Россия, и Китай не приветствовали военно-политическое доминирование США в Центральной Азии. Раздражение достигло пика весной 2005 года, когда до Киргизии докатилась волна "оранжевых революций".
Несмотря на опасения, высказывавшиеся в России и Китае, киргизская "революция тюльпанов" не привела к созданию проамериканского демократического режима грузинского или украинского образца. Как и другие государства Центральной Азии, Кыргызстан продолжал маневрировать, играя на противоречиях между более сильными державами – США, Российской Федерацией, Китаем.
В 2003 году в Киргизии появилась российская военная база, таким образом, было ясно обозначено «равноудаление» Кыргызстана от зарубежных партнеров. В 2005 году на встрече лидеров государств Шанхайской организации сотрудничества была принята резолюция, предлагавшая вывести «посторонние» военные базы из Центральной Азии. Киргизские власти резолюцию поддержали, но после политических и финансовых маневров база сил антитеррористической коалиции осталась на прежнем месте «вплоть до окончательной стабилизации в Афганистане».
Россия и Китай действовали в регионе параллельно, но разными методами. В российской стратегии особое место принадлежало энергетическим компаниям, но в основном Москва ограничивалась символическими жестами и дружественными визитами. Китай осваивал Центральную Азию иначе, как говорится, "без шума и пыли", строя автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы. Одновременно рос поток дешевых китайских товаров, особенно заметный в приграничных государствах – Киргизии, Казахстане, Таджикистане.
Мировой кризис изменил расстановку сил в постсоветской Центральной Азии. После падения цен на нефть возможности России и российских компаний в центральноазиатском регионе оказались весьма ограниченными. Пострадала и экономика Китая. Теперь американцы могли бы вытеснить из Центральной Азии ослабевших партнеров-конкурентов, но кризис поразил и Соединенные Штаты.
В новых условиях Киргизия и другие страны региона получили возможность требовать от "старших" партнеров большего, в том числе, больше финансовой помощи в обмен на любое военно-политическое присутствие. Не исключено, что американцы, как и в 2005 году, снова пойдут на уступки, и после очередного раунда переговоров база (под любым названием) не будет окончательно закрыта.
Возможен и другой вариант – база не закрывается, а переезжает. Новая американская администрация провозгласила одной из своих целей окончательную стабилизацию в Афганистане. Для успешного ведения афганской кампании значительно лучше подходят базы в Таджикистане и Туркменистане, граничащие с Афганистаном, чем на севере Киргизии. Еще удобнее для США было бы расширение присутствия на юге Узбекистана. В последнее время узбекское руководство явно стремится снова дистанцироваться от России, в очередной раз переменив «старшего брата».
"Южные" базы в будущем могут использоваться и для давления на Иран. Что касается базы американцев и их союзников по антитеррористической коалиции в Киргизии, то она раздражает даже не столько Россию, сколько Китай, крупнейшего экономического партнера Соединенных Штатов. Сейчас ссориться с Китаем, судя по всему, американская администрация не собирается, и отказаться от лишнего раздражителя, вероятно, можно без особого ущерба для безопасности США.
Действия киргизских властей по сворачиванию американского военного присутствия в стране были восприняты российскими СМИ как очередная победа России в Центральной Азии. На самом деле, в позиции "третьего радующегося" на фоне российско-американских противоречий оказывается не Российская Федерация, а Китайская Народная Республика. Китайцы не позволяют себе пренебрежительного отношения к Киргизии и другим центральноазиатским партнерам, подчеркивают традиционный характер китайско-киргизских связей и понемногу укрепляют свое влияние в регионе.
Несмотря на кризис, Китай продолжает реализацию планов обустройства в национальных интересах Великого шелкового пути. В книжных магазинах КНР уже продается географическая карта, на которой обозначена строящаяся железная дорога, которая соединит Китай и Киргизию. Давно обсуждавшаяся трасса железной дороги будет проложена из китайского Кашгара (Каши) через Кыргызстан в густонаселенную узбекскую часть Ферганской долины. В 2004 году Госсовет КНР одобрил план железнодорожного строительства на период до 2020 года, включая и первый участок дороги под впечатляющим названием «Китай-Кыргызстан-Украина».
Когда будет открыт новый путь из Китая на Запад, Киргизия сможет рассчитывать на более благополучное экономическое развитие – но и на еще большую всестороннюю зависимость от восточного соседа. Ни России, ни США в новых условиях базы в Кыргызстане особых дивидендов не принесут, кроме символического обозначения своего присутствия в «самой центральной» стране Азии.
Николай Добронравин, профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ, главный научный сотрудник Центра исследований модернизации