Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Почему американская армия должна уйти из Киргизии

Почему американская армия должна уйти из Киргизии

229

Правительство Киргизской Республики приняло решение свернуть деятельность американской военной базы в стране. Если не произойдет ничего неожиданного, в течение 180 дней военные США и их союзники по антиталибской коалиции, скорее всего, будут вынуждены отказаться от пользования международным аэропортом "Манас".

Стоит заметить, что военное присутствие США в Кыргызстане имеет уже давнюю историю и началось не с базы. В американских и киргизских СМИ еще в начале 1990-х годов поднималась тема особой роли Киргизии – "самой центральной" центральноазиатской страны, где можно было бы разместить базу НАТО и, таким образом, усилить влияние альянса на континенте, а заодно и поддержать неокрепшую киргизскую экономику. В 1998 году во время вторых учений "Центразбат" американские военные начали осваиваться на севере Кыргызстана. В 2001 году правительства стран СНГ, в том числе России и Киргизии, поддержали действия США и НАТО в Афганистане . Тогда же около киргизской столицы в аэропорту «Манас» была размещена военная база, обустроенная американцами.

Борьба с талибами в Афганистане первоначально казалась успешной, и у США хватало "свободного времени" для деятельности в молодых постсоветских государствах Центральной Азии. В прошлом Соединенные Штаты точно так же действовали в других регионах Азии и Африки, заполняя вакуум, образовавшийся после ухода старых колониальных метрополий.

Однако в Киргизии и других странах Центральной Азии классический американский подход оказался не столь эффективным. После "бурных 1990-х" Россия вернулась в регион. Из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в Российскую Федерацию пошел поток гастарбайтеров, смягчавший демографические и социально-экономические проблемы этих стран. По соседству с независимыми государствами Центральной Азии набирал силу Китай, не заинтересованный в чужом присутствии у своих границ. И Россия, и Китай не приветствовали военно-политическое доминирование США в Центральной Азии. Раздражение достигло пика весной 2005 года, когда до Киргизии докатилась волна "оранжевых революций".

Несмотря на опасения, высказывавшиеся в России и Китае, киргизская "революция тюльпанов" не привела к созданию проамериканского демократического режима грузинского или украинского образца. Как и другие государства Центральной Азии, Кыргызстан продолжал маневрировать, играя на противоречиях между более сильными державами – США, Российской Федерацией, Китаем.

В 2003 году в Киргизии появилась российская военная база, таким образом, было ясно обозначено «равноудаление» Кыргызстана от зарубежных партнеров. В 2005 году на встрече лидеров государств Шанхайской организации сотрудничества была принята резолюция, предлагавшая вывести «посторонние» военные базы из Центральной Азии. Киргизские власти резолюцию поддержали, но после политических и финансовых маневров база сил антитеррористической коалиции осталась на прежнем месте «вплоть до окончательной стабилизации в Афганистане».

Россия и Китай действовали в регионе параллельно, но разными методами. В российской стратегии особое место принадлежало энергетическим компаниям, но в основном Москва ограничивалась символическими жестами и дружественными визитами. Китай осваивал Центральную Азию иначе, как говорится, "без шума и пыли", строя автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы. Одновременно рос поток дешевых китайских товаров, особенно заметный в приграничных государствах – Киргизии, Казахстане, Таджикистане.

Мировой кризис изменил расстановку сил в постсоветской Центральной Азии. После падения цен на нефть возможности России и российских компаний в центральноазиатском регионе оказались весьма ограниченными. Пострадала и экономика Китая. Теперь американцы могли бы вытеснить из Центральной Азии ослабевших партнеров-конкурентов, но кризис поразил и Соединенные Штаты.

В новых условиях Киргизия и другие страны региона получили возможность требовать от "старших" партнеров большего, в том числе, больше финансовой помощи в обмен на любое военно-политическое присутствие. Не исключено, что американцы, как и в 2005 году, снова пойдут на уступки, и после очередного раунда переговоров база (под любым названием) не будет окончательно закрыта.

Возможен и другой вариант – база не закрывается, а переезжает. Новая американская администрация провозгласила одной из своих целей окончательную стабилизацию в Афганистане. Для успешного ведения афганской кампании значительно лучше подходят базы в Таджикистане и Туркменистане, граничащие с Афганистаном, чем на севере Киргизии. Еще удобнее для США было бы расширение присутствия на юге Узбекистана. В последнее время узбекское руководство явно стремится снова дистанцироваться от России, в очередной раз переменив «старшего брата».

"Южные" базы в будущем могут использоваться и для давления на Иран. Что касается базы американцев и их союзников по антитеррористической коалиции в Киргизии, то она раздражает даже не столько Россию, сколько Китай, крупнейшего экономического партнера Соединенных Штатов. Сейчас ссориться с Китаем, судя по всему, американская администрация не собирается, и отказаться от лишнего раздражителя, вероятно, можно без особого ущерба для безопасности США.

Действия киргизских властей по сворачиванию американского военного присутствия в стране были восприняты российскими СМИ как очередная победа России в Центральной Азии. На самом деле, в позиции "третьего радующегося" на фоне российско-американских противоречий оказывается не Российская Федерация, а Китайская Народная Республика. Китайцы не позволяют себе пренебрежительного отношения к Киргизии и другим центральноазиатским партнерам, подчеркивают традиционный характер китайско-киргизских связей и понемногу укрепляют свое влияние в регионе.

Несмотря на кризис, Китай продолжает реализацию планов обустройства в национальных интересах Великого шелкового пути. В книжных магазинах КНР уже продается географическая карта, на которой обозначена строящаяся железная дорога, которая соединит Китай и Киргизию. Давно обсуждавшаяся трасса железной дороги будет проложена из китайского Кашгара (Каши) через Кыргызстан в густонаселенную узбекскую часть Ферганской долины. В 2004 году Госсовет КНР одобрил план железнодорожного строительства на период до 2020 года, включая и первый участок дороги под впечатляющим названием «Китай-Кыргызстан-Украина».

Когда будет открыт новый путь из Китая на Запад, Киргизия сможет рассчитывать на более благополучное экономическое развитие – но и на еще большую всестороннюю зависимость от восточного соседа. Ни России, ни США в новых условиях базы в Кыргызстане особых дивидендов не принесут, кроме символического обозначения своего присутствия в «самой центральной» стране Азии.

Николай Добронравин, профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ, главный научный сотрудник Центра исследований модернизации

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях