В Санкт-Петербурге будет ограничена торговля некоторыми товарами, если некая экспертная комиссия признает их опасными для детей. Такие товары: книги и журналы, кассеты, диски, игры - нельзя будет продавать ближе 150 метров от школ и иных детских учреждений. Специальный городской закон, ограждающий подрастающее поколение от тлетворного влияния печатной, аудио- и видеопродукции и иных товаров, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписала в минувшую пятницу. Он содержит достаточно жесткие нормы, но многократно либеральнее проекта, который был разработан городским правительством и более года обсуждался парламентариями.
Закон вступит в силу через десять дней после официального опубликования, но реально заработает только после принятия многих подзаконных актов и формирования специальной комиссии.
Продукцию, которая будет признана «не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет», нельзя будет продавать в радиусе 150 метров от входа в детские и образовательные организации (школы и колледжи, интернаты, детские дома, сады, больницы и поликлиники, подростковые клубы и пр.). Нарушителей «режимной зоны» ждет достаточно суровое наказание – для граждан штраф до 3 тысяч рублей, для организаций – 50 тысяч и еще до 5 тысяч заплатит их руководитель (иное должностное лицо).
Список опасной продукции не ограничен: в него вошли книги, журналы, брошюры, компьютерные и настольные игры, аудио- и видеопродукция, игрушки, игровые сооружения для детей и иные товары. Экспертная комиссия вправе внести такую продукцию в «черный список», если купившему или иным образом получившему ее в пользование ребенку может быть нанесен вред здоровью, нравственному и духовному развитию.
Но сделать это будет не так просто – на начальном этапе даже очевидно вредные для детских душ товары обладают «презумпцией невиновности» – могут продаваться около школ и иных учреждений до тех пор, пока не будут запрещены («не рекомендованы») в установленном порядке.
Такое решение принимается в два этапа. Сначала по инициативе как госорганов, так и любых иных организаций и даже простых граждан, выбранным государственным учреждением проводится экспертиза. Оплачивать ее будет городской бюджет. Заключение специалистов обязательно, хотя носит рекомендательный характер. После этого собирается уже другой орган – экспертная комиссия, которая и принимает решение. Формировать эту комиссию будет городское правительство, но в нее должно входить не менее трех представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Решение о включении товара в «черный список» подлежит официальному опубликованию.
Лучшее из зол
Новая система проверки товара на безопасность для детей лучше действующего порядка сертификации и значительно более либеральная, чем предусматривалось законопроектом, который Смольный внес на суд депутатов в октябре позапрошлого года.
По действующему законодательству производитель (импортер или иной поставщик) должен за свой счет проводить сертификацию целого ряда товаров (в том числе игрушек). Никаких «зон» не существует – оштрафовать могут и поставщика, и владельца ларька, продающего игрушку «тлетворного влияния» даже в километрах от детских учреждений.
Избыточно жестким был и разработанный городским правительством законопроект, который за год обсуждения существенно изменился. Предусматривалось, что продавать опасные товары можно будет только в специально установленных местах. Кроме того, продавать внесенную в «черный список» продукцию могли только совершеннолетним. Юристы парламента сочли эти ограничения не соответствующими федеральному законодательству.
Устанете проверять
Но спорные вопросы в законе остались. Некоторые нормы позволяют недобросовестным предпринимателям обойти ограничения и избежать ответственности, а может, даже и парализовать работу экспертов.
Например, закон не предусматривает особой ответственности для индивидуальных предпринимателей – владельцев ларьков, в которых надзорные органы изъяли «вредные диски». Следовательно, они будут отвечать наравне с простыми гражданами, то есть отделаются штрафом в 3 тысячи рублей. Не совсем понятно, как измерять 150 метров от школы, например, в находящийся во дворе подростковый клуб – по прямой или по наикратчайшей дороге? Сможет ли вообще надзорный орган доказать, что предприниматель знал о находящемся в катакомбах петербургских дворов неком клубе?
Также нельзя исключить, что предприниматели просто завалят экспертов лишней работой – начнут посылать на проверку даже самую целомудренную продукцию. Ведь формально под установленные критерии опасности (пропагандирующие социальное неравенство, насилие и жестокость, антиобщественное поведение и т.д.) подпадают практически любые фильмы – от детективов до детских мультфильмов – про хулигана и алкоголика Волка («Ну, погоди») и антиобщественный элемент – старуху Шапокляк. Насилие и жестокость есть в каждом военном фильме, а в революционных (например, «Достояние республики») демонстрируется еще и социальное неравенство.
Если все жалобы на произведения советского кинематографа будут рассматриваться экспертами, то выделенные на эти нужды ассигнования из городского бюджета очень быстро иссякнут. А после уж точно можно будет без опаски торговать около школ боевиками и эротическими игрушками.
Ранее по теме:
Павел Нетупский,
"Фонтанка.ру"