Внедрение европейских стандартов в системе образования — тема, которая, пройдя через 2008-ой год, в наступающем примет новые обороты. Множество уже изданных рекомендаций и указаний в этом ключе, понятных порой исключительно министерским чиновникам, заставили вузовских работников заниматься нормативно-юридическим разбирательством в новациях, нежели обучением студентов.
Российская система образования считается и считалась одной из лучших в мире, а наших специалистов с руками рвали из суровых российских оков. Но теперь российские чиновники к 2010 году планируют полностью приравнять систему высшего образования к европейским стандартам. Специалисты опасаются, как бы это не привело к понижению уровня образования в нашей стране до уровня европейского.
Тем не менее, зачем-то наше министерство затеяло завершить в течение 2009-го года все мероприятия в рамках "Болонского процесса" и перевести все вузы страны на двухступенчатую систему преподавания – бакалавриат и магистратуру. С одной стороны, студенты получат право продолжать начатое в России образование в университетах стран Евросоюза. Однако очередная реформа российской высшей школы может обернуться провалом – у нее много противников. Считается, что на нашей почве такие реформы проходят крайне трудно.
Комментируя реформирование высшей школы, например, декан юридического факультета ФИНЭКа Алексей Ливеровский отметил, что раньше вузы выпускали специалистов с полным образованием. И только их. А теперь после реформы бакалавров будет столько же, сколько специалистов. Но первые (в отличие от вторых) учатся всего 4 года вместо пяти и получают полувысшее образование. «В каких-то случаях, в каких-то вузах этого вполне достаточно. Но где-то это ужасно. Возникает вопрос, куда устраивать бакалавров, если есть специалисты, которые в свое время получили полноценное образование? Допустим, в юридической специальности человека с недостаточным образованием ни в суд, ни в прокуратуру не примут. А стать магистром уже проблематичнее — эта часть образования платная».
Другое дело, что магистратура дает более специализированные знания, которые могут пригодиться больше для тех, кто стремится заниматься научной деятельностью.
Еще одна проблема реформы — введение ЕГЭ. «Все здравомыслящие руководители ВУЗов против ЕГЭ, кроме министерских чиновников», - отмечают специалисты.
Однако, как сообщил председатель Комитета по науке и высшей школе Смольного Андрей Максимов, подводя итоги текущего года, в будущем году, эксперимент переходит на постоянную основу. Первая волна сдачи ЕГЭ для основной массы выпускников школ пройдет с 26 мая по 19 июня 2009-го года.
С 20 по 30 июня школьникам будут выдаваться аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. К 1 февраля вузы должны объявить перечень вступительных испытаний и правила приема абитуриентов. До 1 марта выпускники школ должны определиться с предметами, которые они будут сдавать по выбору (помимо двух обязательных экзаменов – русский язык и математика). С 20 по 29 апреля будет проводиться досрочная сдача ЕГЭ (для участников олимпиад, уезжающих на соревнования, детей, выезжающих на плановое лечение и некоторых других групп). С 7 по 17 июля ЕГЭ сдают те категории граждан, которые не имеют результатов этого экзамена по объективным причинам (демобилизованные из армии, иностранные граждане и выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования).
Замдиректора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Елена Низиенко сообщила: не позднее 20 июня вузы объявляют прием документов для поступающих на обучение по программам бакалавриата и устанавливают те результаты ЕГЭ, которые обеспечивают успешное прохождение вступительных испытаний. С 25 июля, по ее словам, вузы завершат прием документов от поступающих. «В любой вуз абитуриент должен будет сдавать четыре экзамена в форме ЕГЭ – ни больше, ни меньше», – подчеркнула Низиенко. Она напомнила, что у 24 вузов в следующем году будет право, помимо этих четырех экзаменов, проводить одно собственное вступительное испытание на некоторые специальности. «После окончания вступительных испытаний, что примерно соответствует 30 июля, абитуриентам устанавливается семь дней, в течение которых они обязаны представить оригиналы документов об образовании и свидетельства о результатах ЕГЭ», – сказала Низиенко. Зачисление на бюджетные места будет проводиться в срок приблизительно с 5 по 15 августа.
В Петербурге к новациям и к работе связанной с реформированием системы относятся оптимистично. Андрей Максимов среди достижений вспомнил то, что шесть петербургских вузов победили в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование» (в числе победителей названы госуниверситет и Горный институт, а в 2007-м - Политехнический университет, Педагогический университет имени Герцена, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и университет ИТМО).
Реформа системы высшего образования коснулась и оплаты труда работников. Правда, она оказалась настолько запутанной, что всю осень до 1 декабря (когда она вступила в силу) руководители некоторых вузов разбирались в бумагообороте.
За исключением некоторых недоразумений, Петербург, даже по признанию министра образования Андрей Фурсенко, достиг впечатляющих успехов в сфере образования и инноваций. По его словам, он вместе с Москвой и Тюменью вырвался вперед в реализации приоритетного национального проекта «Образование», и поэтому этим трем городам доверили роль консультантов других регионов. Как еще говорил ректор СПбГУ ИТМО, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимир Васильев, важным является то, что мы, наконец, поняли: основным стратегическим ресурсом развития инновационной экономики России является то, что называется человеческим капиталом или кадровым ресурсом.
Марина Селиванова
Фонтанка.ру
Высшая школа: евроапгрейд
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ